Проект “Б”: Учитесь отдыхать


За полгода финского президентства в Европейском союзе в нашей стране перебывали сотни журналистов. От многих я слышал одни и те же вопросы: почему страны Северной Европы оказываются в верхней части рейтингов качества жизни и конкурентоспособности? Почему здесь низкая коррупция? Почему школьная система так хорошо работает?

После некоторых колебаний я все-таки решил открыть секрет. Дело не в налогах. Дело не в качестве работы чиновников и тем более не в скандинавской модели социального государства. Дело в культуре. А именно в протестантской этике отдыха.

Сто лет назад социолог Макс Вебер писал о протестантской трудовой этике. По его мысли, протестантское понимание христианства, в особенности кальвинизм, помогло родиться “духу капитализма”. На жизненный успех стали смотреть не как на что-то стыдное, а как на знак избранности. С течением времени привычка к труду стала культурным фактором, а ее религиозные корни забылись.

В Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции кальвинизм не был распространен. Традиционно это лютеранские страны, причем в наше время не слишком религиозные. Если в воскресенье вы заглянете в церковь, то, скорее всего, она будет почти пустой. Неверно и то, что современные скандинавы много работают. Во всех пяти названных странах люди в среднем работают меньшее число часов в год и меньшее число лет в своей жизни, чем, к примеру, в Японии, США, Германии. В большинстве стран мира люди работают больше, но в рейтингах конкурентоспособности Финляндия, Дания и Швеция лидируют, а “отстающие” Норвегия и Исландия, как правило, входят в двадцатку первых.

Причина в том, что жители Скандинавских стран так же серьезно относятся к своему свободному времени, как и к рабочему. Еще точнее – они считают очень важным найти для себя правильное соотношение между работой и отдыхом (work-life balance). В наши дни “знак избранности” – это умение найти для себя хороший баланс между трудом и отдыхом. Другими словами, протестантская трудовая этика дополнилась этикой отдыха.

Опросы иностранцев, работающих в Финляндии, показывают, что здоровый баланс между работой и жизнью представляется им самой привлекательной местной особенностью. “Уходить с работы в четыре или пять часов – не просто приемлемо, а даже желательно”, – говорит один из опрошенных. Но при этом желательно и быть эффективным. На финских предприятиях гораздо меньше разговоров, чем в других странах. В Швеции общение на работе принято больше, но, как правило, его цель – формирование консенсуса по рабочим вопросам.

Конечно, далеко не все уходят домой в пять, многие работают долго. Но культурной нормой, как во многих других странах, это не является. Культурная норма – это эффективность на работе плюс умение оставлять себе достаточно времени на отдых и хобби.

Почему мы так уж уверены, что баланс “работа – жизнь” – основа скандинавского успеха? А мы не так уж уверены. Может быть, успех достигнут не благодаря, а вопреки умению отдыхать, а может быть, нынешнее положение – вообще канун кризиса. И все-таки северяне доказали, что в жизни можно добиваться успеха, не жертвуя длинными летними каникулами и беспечными уикендами. Одно это уже дает надежду трудящимся массам всего мира. А надолго ли нынешний успех – другая тема. (FT, 18.01.2007, Максим Трудолюбов)