$1,9 млрд за зрелища


Компания The Tussauds Group – оператор парков развлечений и сети музеев восковых фигур мадам Тюссо – приобретена у фонда Dubai International Capital (DIC) компанией Merlin Entertainments, принадлежащей американскому инвестфонду Blackstone Group. DIC купил этот актив ровно два года назад всего за 800 млн фунтов, или $1,5 млрд. Как говорится в пресс-релизе Merlin Entertainments, сумма новой сделки составила $1,9 млрд. По ее условиям фонд DIC, который контролирует правительство Объединенных Арабских Эмиратов, получит 20%-ный пакет в объединенной компании.

Музей восковых фигур мадам Тюссо – главное сокровище The Tussauds Group. Музей был открыт в 1835 г. немкой Мари Тюссо (урожденной Гролш), известной своей способностью точно воспроизводить в воске знаменитостей того времени. В раннем детстве Мари училась у немецкого анатома доктора Кертинса, лепившего скульптуры с трупов. Накануне Французской революции она перебралась в Париж, где нашла работу при королевском дворе. После революции Тюссо лепила маски с отрубленных голов членов королевской семьи, а затем и самих революционеров. В начале XIX в. она с мужем Франсуа Тюссо перебралась в Великобританию, где после 30 лет “турне” с выставкой восковых фигур открыла музей в Лондоне.

Кроме сети музеев восковых фигур (музеи мадам Тюссо расположены в Лондоне, Лас-Вегасе, Нью-Йорке, Амстердаме, Гонконге и Шанхае) Tussauds Group контролирует британские парки развлечений Alton Towers, Chessington World of Adventures и Thorpe Park, а также Heide Park в Германии. Компании принадлежит и доля в фирме, владеющей знаменитым колесом обозрения в Лондоне – London Eye.

Покупка бизнеса, основанного когда-то мадам Тюссо, превратит британскую Merlin Entertainments во вторую по посещаемости сеть парков развлечений в мире. Первенство по-прежнему принадлежит корпорации Disney. Американский фонд прямых инвестиций Blackstone Group, хозяин Merlin, пытается построить международного гиганта, способного соперничать с The Walt Disney. В августе 2005 г. в Merlin Entertainments вошла сеть парков развлечений Legoland, а в октябре 2006 г. к ней добавился крупнейший итальянский оператор луна-парков Gardaland. Правда, разрыв между первым и вторым местом огромен, комментирует президент International Theme Park Services Деннис Шпигель. “У Disney своя собственная лига, в которую войти невозможно”, – отмечает он. Но на фоне посещаемости парков Disney (11 парков на трех континентах) цифры Merlin Entertainments выглядят куда менее впечатляюще. В 2004 г. парки Disney в США посетили 169 млн человек, а в мире – 252 млн. Аттракционы Merlin Entertainments и Tussauds Group в 2006 г. посетили 30 млн человек, говорится в пресс-релизе европейской компании. Пресс-служба The Walt Disney Company не комментирует сделки растущего конкурента.

Merlin остается довольствоваться званием крупнейшего игрока Старого Света, констатирует Шпигель. Но он уверен, что приобретением Tussauds Group экспансия Merlin Entertainments не закончится. “Имея за спиной ресурс Blackstone Group, они продолжат скупать крупные независимые компании”, – полагает Шпигель. Только для России подобная сделка немыслима – ввиду отсутствия индустрии парков развлечений. В ноябре 2006 г. в интервью “Ведомостям” президент The Walt Disney International Энди Берд объяснял, что парк развлечений рентабелен лишь при условии круглогодичной эксплуатации. Объясняя отсутствие планов у Disney построить в России “Диснейленд”, Берд заявил, что “одна из самых главных проблем в России – климат”.