Петербург отстает


Сегодня правительство Петербурга обсудит итоги социально-экономического развития города. Согласно данным Петростата, производство в Петербурге снизилось на 7% относительно уровня 2005 г., индекс промпроизводства составил 93%. Больше всего сократился выпуск станков (60%), вагонов метрополитена (56%), трамвайных вагонов (43%), электрических машин (27%), паровых и гидравлических турбин (19% и 25% соответственно). При этом выросло производство автобусов (24%), лифтов (в 1,5 раза), минеральных вод (в 2,5 раза) и соков (в 2,1 раза).

По статистике, хуже всего в прошлом году сработали предприятия концерна “Силовые машины”, расположенные в Петербурге и занимающиеся выпуском турбин, а также вагоностроительный завод “Вагонмаш”, утверждает один из смольнинских чиновников. Это существенно повлияло на итоги работы всей городской промышленности, рассказывает он. Кроме того, он отмечает, что на результатах промпроизводства сказалось исчезновение некоторых предприятий. Так, по словам чиновника, станкостроительный сектор упал из-за исчезновения завода “Свердлов”, который в 2004–2005 гг. прошел процедуру банкротства, в результате чего его площади были перепрофилированы в бизнес-центр.

Городские власти сами виноваты в сокращении производства на “Вагонмаше”, утверждает один из руководителей завода. Администрация города в прошлом году почти в два раза сократила заказ на поставку вагонов метро и трамваев, которые производит “дочка” “Вагонмаша” – Петербургский трамвайно-механический завод, сетует менеджер. Заводы “Силовых машин” загружены заказами, но из-за длительного срока их исполнения большой объем работ не попал в статистику прошлого года, пояснил представитель пресс-службы “Силовых машин”.

Ситуация с промышленностью в Ленинградской области гораздо благополучнее. Индекс промпроизводства там вырос за год на 27%. По отчету Петростата, в области в 1,9 раза увеличился выпуск легковых автомобилей, бензина (16%), синтетических моющих средств (33%), виноградного вина (в 1,9 раза).

Ленобласть пожинает плоды инвестиционного бума, пик которого пришелся на начало

2000-х гг., считает начальник аналитического департамента Банка Москвы Кирилл Тремасов. “Все промышленные производства, работа которых положительно сказалась на статистике, пришли в область в 2002–2004 гг., но заработали на полную мощность только в прошлом году”, – считает Тремасов. Этим он объясняет небывало высокий рост областной промышленности по сравнению с российской, которая в 2006 г. прибавила только 3,9%.

Самым значительным фактором, который повлиял на рост областной промышленности, стало увеличение мощностей всеволожского завода Ford, говорит вице-губернатор Ленобласти Григорий Двас. В прошлом году завод выпустил около 65 000 машин, тогда как в 2005 г. объем производства составил около 35 000 автомобилей, утверждает чиновник. Кроме того, напоминает он, в 2006 г. в области открылось несколько новых производств, а уже работающие наращивали объем выпуска продукции. Например, рассказывает Двас, в 2006 г. в области был запущен завод испанской компании Roca по выпуску фаянсовой сантехники, предприятие по производству теплоизоляции компании Rockwool и еще несколько более мелких производств. Объем инвестиций в основной капитал за 11 месяцев 2006 г. в области составил 102,3 млрд руб., увеличившись на 42%. Инвестиции в Петербург выросли на 7% до 132,5 млрд руб.

Экономика Петербурга опирается на традиционные советские предприятия тяжелой промышленности, рассуждает аналитик банка “Траст” Евгений Надоршин. Все они имеют длительный цикл производства сложной техники, что негативно отражается на их показателях, если окончание работы над заказом не приходится на определенный период, поясняет Надоршин. “Из-за укрепления рубля эти предприятия теряют конкурентоспособность. Промышленность в Петербурге покажет серьезный рост, когда в городе заработают новые современные предприятия по серийному выпуску сложных изделий с коротким сроком производства”, – говорит эксперт. Например, завод Toyota выпустит первые автомобили в конце 2007 г., а Nissan и GM – к 2009 г.

Рост автомобильных производств в городе положительно скажется и на области, куда придут со своими заводами производители компонентов, считает Григорий Двас.