“Тройка” задумала IPO


После ухода из “Росгосстраха”, где Рубен Варданян был сначала гендиректором, а затем председателем совета директоров, президент и основной владелец “Тройки Диалог” не оставлял мыслей о новом страховом проекте. Вчера о нем рассказал Зенон Олбрис, президент страховой группы “Региональный альянс”, основным акционером которой недавно стал инвестфонд Troika Capital Partners. Этот американец польского происхождения до приезда в Россию работал в польской страховой компании PZU и ее литовской “дочке” PZU Lietuva.

“Региональный альянс”, как и “Росгосстрах”, сосредоточится на регионах. В холдинг уже вошли семь небольших страховщиков из разных областей, говорит Олбрис. Это сочинский “Альтаир”, курский “Аско-Центр”, питерские “АСК-Петербург” и “АСК-Мед”, екатеринбургская “Белая башня”, кемеровская “Коместра” и “Коместра-Томь”. Кроме того, по его словам, для страхования жизни была приобретена еще одна небольшая компания, которая переименована в “Региональный альянс – Вита”. В какую сумму обошлись эти покупки, Олбрис не назвал, отметив лишь, что не везде “Тройка” приобрела 100%-ные пакеты акций. Например, совладелец питерской группы “АСК” Лев Панеях оставил себе 25% плюс 1 акция “АСК-Петербург” и “АСК-Мед”, рассказал представитель группы “АСК”.

В начале лета Олбрису предстоит защитить перед акционерами пятилетний бизнес-план “Регионального альянса”. “Мы хотим построить универсальный страховой холдинг, одну из лучших российских компаний, которая через 5–7 лет занимала бы долю рынка в 8–10%”, – говорит Олбрис. Такой доли сейчас нет ни у кого. Крупнейший игрок – группа “Росгосстрах” в прошлом году с учетом ОМС продала полисов на 47,6 млрд руб., а всего российские страховщики собрали 602,1 млрд руб. премии.

“Если регион нам интересен, мы либо купим в нем компанию, либо откроем филиал”, – объясняет Олбрис свою тактику. По его словам, холдинг купит еще 10–15 компаний, а всего на развитие страхового бизнеса “Тройка Диалог” потратит более $150 млн. Президент Troika Capital Partners Сергей Скворцов подтвердил эту цифру, но от дальнейших комментариев отказался.

Большую часть этой суммы, $100 млн, “Тройка” одолжит у одного из российских банков, рассказал “Ведомостям” источник, знакомый с планами акционеров “Регионального альянса”, сейчас проводится тендер по выбору банка. Это один из самых дешевых инструментов фондирования, объясняет он. Это будет кредит сроком до четырех лет, поскольку участие “Тройки” в этом проекте рассчитано на четыре-пять лет, уточнил собеседник газеты.

Через несколько лет “Тройка” планирует разместить акции страховщика на бирже, подтвердил “Ведомостям” Варданян, назвав “Региональный альянс” “финансовой инвестицией”. Холдинг сделает ставку на страхование жизни, отмечает Варданян. Этим бизнесом займется “Региональный альянс – Вита”, у нее будут филиалы в регионах и широкая сеть продаж, говорит Олбрис. Он прогнозирует, что полисы страхования жизни будут продавать не только агенты: “Будем развивать корпоративное страхование, банковское страхование [жизни заемщиков], а также кобрендинговые программы”.

Компании “Регионального альянса” пока не планируется переводить на единый бренд, продолжает Олбрис. “В Томске я у всех спрашивал: вы знаете компанию “Коместра-Томь”? И все мне отвечали: да, знаем. Зачем менять имя у такой компании?” – объясняет он.

Российские страховщики не верят, что, вложив $150 млн, “Тройка” сможет получить 10% рынка. С нуля построить такого монстра, как “Росгосстрах”, – задача сверхсложная, рассуждает гендиректор Национальной страховой группы Евгений Павленко. “Чтобы создать огромную компанию из множества небольших, необходимо некое ядро, но его я пока не вижу”, – вторит ему гендиректор “Альфастрахования” Владимир Скворцов. Но если “Тройка” выполнит свой план хотя бы наполовину, иностранцы выстроятся в очередь за “Региональным альянсом”, уверен Павленко.