Десять крепких


“Бизнес Аналитика” подвела итоги продаж 10 крупнейших производителей водки за 2006 г. Исследование проводилось в розничных точках в городах с населением свыше 100 000 человек без учета сегмента HoReCa. На долю Top 10 водочных производителей пришлось 42,4% рынка в денежном выражении. За год больше всех выросли доли “Русского алкоголя” (на 2,8% до 6,1%) и “Союз-Виктана” (на 2,2% до 3,9%). В рейтинге “Бизнес Аналитики” компании заняли 2-е и 5-е места. “По нашим данным, мы уже обошли всех конкурентов. Эти данные говорят об одном: мы все делаем правильно”, – радуется коммерческий директор “Русского алкоголя” Вадим Касьянов.

Позиции пяти крупных компаний за год по версии “Бизнес Аналитики” почти не изменились: “Веда” по итогам 2006 г. занимала 8,5% рынка, “Винэксим” – 4,4%, ОСТ – 3,7%, “Ливиз” – 3,5% и “Столичный трест” – 2,8%. Но это в денежном выражении. В натуральном (количество произведенной водки, которое компании отправляют в Росстат) лидеры несколько другие.

Так, “Русский алкоголь” среди них занимает 1-е место – компания произвела 8,1 млн дал, “Союз-Виктан” с 3 млн дал – на 8-м. “Росстат считает данные по объемам производства – мы считаем по принадлежащим им маркам. То есть доли тех компаний, которые производят продукцию по лицензии (тот же московский “Кристалл”, на котором разливается “Путинка” по заказу компании “Винэксим”), оказываются заметно ниже. С одной стороны, это означает, что мы лучше видим продажи компаний, ассортимент которых смещен в сторону более дорогой продукции. Но за рамками наших исследований остаются продажи региональных игроков, которые реализуют значительную часть в малых городах и деревнях с населением менее 100 000 человек”, – объясняет ведущий аналитик “Бизнес Аналитики” Снежана Равлюк.

Неудачниками года по версии “Бизнес Аналитики” оказались ТПГ “Кристалл” и РВВК (бренд “Флагман”), их продажи “просели” с 3,7% до 2% и с 3,8% до 2,6% соответственно. Сократилась доля московского “Кристалла” (без учета “Путинки”) – с 5,1% до 4,3%.

Однако производители не унывают, готовят в этом году масштабные программы. РВВК провела рестайлинг “Флагмана”, сняла с производства часть крепких настоек. Московский “Кристалл” готовит к запуску три водочные марки: впервые разольет собственную премиальную водку “Чистый кристалл” стоимостью свыше 240 руб. за бутылку 0,5 л, в сегменте low premium появится марка “Премиальная” – до 180 руб., в массовом сегменте – “Самокатная” стоимостью 100–110 руб.

ТПГ “Кристалл” решила заняться более доходными напитками: вином, шампанским, коньяками и виски. Компания разместила за границей заказы на производство этих категорий под собственными марками “Белое золото” и Oligarch. “Дистрибуторам больше не интересны компании, ассортимент которых ограничивается лишь одной водкой. Мы предложим максимально широкий портфель в разных сегментах, который привлечет небольших дистрибуторов”, – говорит президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко.

В рейтинге Top 10 “Бизнес Аналитики” отсутствуют сразу три производителя, которые попали в списки Росстата, – “Синергия”, “Башспирт” и “Татспиртпром”. В “Бизнес Аналитике” ссылаются на те же особенности выборки. “В данных агентства наши заводы фигурируют отдельно, если сложить все заводы, входящие в группу, то мы получим 4-е место”, – спокоен совладелец управляющей компании “Синергия” Александр Мечетин.