Проект “Б”: Богемная рапсодия


Результатом недавних выборов в Финляндии скорее всего станет формирование здесь правоцентристской коалиции. Это означает, что правоцентристские партии будут контролировать всю скандинавскую и балтийскую часть Евросоюза за исключением Литвы. Захватит ли эта новая правая волна и Францию, и позже Британию?

Сеголен Руаяль стоит обратить внимание на Северную Европу. Социал-демократия по принципу “повышай налоги и трать” отжила свое. В моде “богемная буржуазная политика”.

Особенность избирателей, которых уже окрестили “богемными буржуа” (или бобо), в том, что они и не очень буржуазны, и не слишком богемны. Их мир причудливо совмещает скандинавскую социальную модель и экономический либерализм.

Вот некоторые данные из Финляндии. Только 27% финнов согласны, что “высокие налоги – неотъемлемая часть скандинавской модели и, следовательно, должны быть приняты обществом”. Половина населения (49%) уверена, что государство может отлично работать и при меньших налогах. Только 16% не согласны с ними. 70% считают уровень налогообложения слишком высоким.

Эстония – самый яркий пример страны, где экономический либерализм поставлен во главу угла. Премьер-министр страны Андрус Ансип пообещал, что через 15 лет Эстония войдет в пятерку самых богатых государств ЕС. В частности, с помощью снижения единой ставки подоходного налога с 22% до 12%!

Бобо хотели бы и социального, и либерального государства. В Швеции консерваторы (или “умеренные”, как их зовут в этой земле всеобщего согласия) выиграли выборы, доказывая, что среднестатистический швед не богатеет и даже, возможно, беднеет.

Большой вопрос теперь, как будущее правоцентристское правительство в Финляндии будет договариваться с профсоюзами. В последний раз, когда у власти здесь были правые, профсоюзы угрожали всеобщей забастовкой. Но большинство лидеров бизнеса считают, что забастовка – это как применение ядерного оружия. Лучше этого избегать любой ценой, иначе рабочие места мгновенно переедут в Азию и Эстонию.

Знатоки традиционной политики могут смотреть на современного избирателя правоцентристов свысока. Они могут считать бобо просто новым изданием яппи. Но это не так. Все меньше и меньше европейских синих воротничков идентифицируют себя как “рабочий класс”, предпочитая считать себя “средним классом”. Этот растущий средний класс объединяет в себе и приверженность ценностям буржуазного индивидуализма, и поддержку щедрого социального государства.

Если богемные буржуа Северной Европы выбирают правоцентристов, то в Центральной Европе главная тенденция сезона – популизм. Популисты не приемлют либерализма – ни социального, ни экономического. Они верят в большое государство и авторитарное лидерство – таковы польские близнецы Качиньские.

Кому же достанутся голоса среднего класса Франции и Британии? Если верить тенденциям Севера, то более приемлемым оказывается смешанный подход консерватора Дэвида Кэмерона, чем лейбориста Гордона Брауна. Социалистке Руаяль тоже стоило бы прислушаться к скандинавским процессам, но мы, пожалуй, не припомним случая, когда французские избиратели обращали бы внимание на события за пределами Франции. (FT, 20.03.2007)