Пример от противного


В конце ноября 2006 г. губернатор Валентина Матвиенко озаботилась пробками на дорогах Петербурга. На совещании по организации движения транспорта она потребовала от чиновников ускорить создание перехватывающих парковок и к 1 сентября 2007 г. организовать семь таких площадок. Губернатор также дала задание определить перечень улиц, где появятся полосы с приоритетным движением для общественного транспорта.

Нет парковок

Чиновники уже исполняют наказ градоначальницы. В начале 2008 г. ГУ “Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга” должно представить на утверждение проект комплексной схемы управления дорожным движением (КСОДД), в рамках которой будет проведена паспортизация дорог, установлены подходы к отдельным магистралям и меры борьбы с пробками. Проект рассчитан до 2011–2012 гг. Как рассказал директор ГУ Андрей Погребняк, городу требуются перехватывающие парковки, внеуличные паркинги и притротуарные парковки. Уже определено 49 площадок для строительства перехватывающих парковок, рассчитанных на 10–15% автомобилей, въезжающих в центр города, вблизи станций пригородных электричек, метро и культурных центров. В этом году начнется проектирование первых 10 парковок, на эти цели в горбюджете выделено 90 млн руб.

В этом году будет организован приоритетный проезд для общественного транспорта на семи магистралях города. Пилотными дорогами стали Суворовский проспект и Наличная улица. На них с помощью “умных светофоров” обеспечивается зеленый проезд транспорта при подъезде к перекрестку. По словам Погребняка, для общественного транспорта скорость движения в пробке увеличится в семь раз. Всего в городе 300 перекрестков, которые управляются автоматически с помощью Автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД). В этом году такая система управления будет установлена на Лиговском проспекте, где весь общественный транспорт предположительно будет ехать по трамвайным путям.

Дирекция собирается продолжить внедрение одностороннего движения на многих участках улично-дорожной сети города. Сейчас на согласовании в ГИБДД находится проект перевода Камчатской, Растанной, Курской улицы, набережной реки Волковки и улицы Касимова, прилегающих к Лиговке, на одностороннее движение.

Будет развиваться система информирования водителей о заторах на дорогах. Сейчас уже можно посмотреть скорости движения на определенных перекрестках в Интернете, на улицах появятся информационные табло. “Водитель должен знать, что едет в пробку, и сможет принять решение о выборе направления дальнейшего движения”, – говорит Погребняк. Он пояснил, что на первом этапе в городе появятся 50 табло в тех местах, где водитель сможет принять решение об объезде, и у него будет возможность маневрировать. По словам Погребняка, это масштабный проект стоимостью 300 млн руб. Однако бюджетное финансирование пока не выделено, хотя в дирекции надеются, что это произойдет при принятии поправок к бюджету уже в этом году. “Появится финансирование – проведем конкурс среди производителей этих систем”, – сказал он. Городские власти надеются на улучшение ситуации после введения всех участков КАД, которая будет включена не только в междугородный, но и в межрайонный трафик. “Скоростные магистрали, как ЗСД, которые скоро появятся в городе, помогут быстро пересечь его с севера на юг”, – считает Погребняк.

Планы и проекты

Председатель комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) Олег Виролайнен говорит, что строительство дуговых магистралей, ремонт и строительство мостов, сокращение трамвайной сети и 15 новых подземных переходов, на что уйдет 250 млрд руб. за пять лет, позволит лишь не ухудшить ситуацию. Он считает, что пробки появляются прежде всего из-за неправильной парковки.

ГИБДД пытается бороться с неправильно припаркованными автомобилями, но пока это напоминает войну с ветряными мельницами. По словам инспектора отдела пропаганды безопасности движения УГИБДД Андрея Фоминых, ежедневно проводятся рейды, в ходе которых выявляют нарушителей, препятствующих движению. Для рейдов привлекаются эвакуаторы, которые заказываются у частных организаций. Обычно в центре города ежедневно работают два инспектора ДПС и два эвакуатора. В управлении ГИБДД есть около десятка своих эвакуаторов, которые используют при общественных мероприятиях – например, чтобы убрать машины перед футболом или перед политическими акциями.

У депутата заксобрания Никиты Ананова есть свой план борьбы с пробками, и он собирается подготовить соответствующий законопроект. “Если нельзя расширить улицы, то надо сократить число машин”, – считает он. Депутат предлагает создать в спальных районах сеть из 50 многоэтажных паркингов, где смогут разместиться 250 000 автомобилей. Также паркинги станут станциями экспресс-автобусов, которые отправятся в центр города по выделенной полосе. Депутат считает, что стоимость стоянки и проезд в оба конца не должны превышать $1, а платный въезд в центр города обойдется в $3. Ананов утверждает, что проект, который стоит $3 млрд, окупится за три года.

Замначальника ассоциации международных автомобильных перевозчиков Константин Шаршаков обвиняет в появлении пробок городскую администрацию, которая строит торговые центры и иные сооружения без создания подземных паркингов. Он не верит в эффективность перехватывающих парковок: “Никогда не поверю, что сын губернатора Сергей Матвиенко бросит автомобиль где-нибудь в Автово и поедет на метро на работу в ВТБ на Большую Морскую улицу”.

Надежда есть

У Петербурга больше шансов победить пробки, чем у Москвы, считают столичные эксперты.

“Москва имеет радиальную транспортную структуру. При этом процесс строительства так называемых хорд изначально был упущен, – говорит Александр Стрельников, ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства. – Кроме того, чиновники ошиблись с землеотводом, выделяя участки в центре под многочисленные офисы, что привело к загрузке центра. Несмотря на то что Питер изрезан водными каналами, там нет такой концентрации зданий в центре, а следовательно, и такой загруженности”. Транспортная инфраструктура Петербурга с его широкими проспектами в отличие от Москвы изначально была лучше спланирована, поэтому ситуация с загруженностью там пока стоит менее остро, говорит Владимир Власов, заведующий кафедрой “Транспортная телематика” МАДИ.

По мнению Стрельникова, еще одна проблема заключается в том, что Петербург и Ленинградская область развивают транспортную систему одновременно, а Москва и Московская область – по отдельности.