Второй БАМ


Опасений по поводу того, как загружать трубу, у “Транснефти” нет, обнадежил Вайншток. По его словам, в 2009 г. “Роснефть” поставит в ВСТО 25 млн т нефти с Ванкорского месторождения, более 2 млн т обеспечит Талаканское месторождение “Сургутнефтегаза”, 700 000–800 000 т – Дулисьминское месторождение Urals Energy, остальное – “Верхнечонскнефтегаз”, основными владельцами которого являются “Роснефть” и ТНК-BP. На такие объемы компании уже подали заявки в “Транснефть”, рассказал Вайншток. Половина нефти будет доставляться до Козьмино, половина – в Китай, ответвление туда также будет готово к 2009 г., пообещал он.

“В таких условиях трубопроводы еще не строились. Снимаю перед ними [строителями] шляпу” – такими словами открыл торжественную церемонию сварки 1000-го км ВСТО президент “Транснефти” Семен Вайншток. Хотя сам он был при этом в серебристой “именной” каске, которая у него с 1993 г. и была “свидетелем многих больших побед”. В случае с ВСТО победа заключается в том, что, несмотря на приказ президента Владимира Путина изменить маршрут (из-за чего труба стала длиннее на 400 км), сроки его строительства не сдвинулись, объявил Вайншток.

Поздравить с этим “Транснефть” приехали заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Дементьев и руководители регионов, по территории которых пройдет труба, – президент Якутии Вячеслав Штыров, губернатор Амурской области Николай Колесов и вице-губернатор Иркутской области Юрий Параничев. Ждали и министра промышленности и энергетики Виктора Христенко. Но тот, по словам представителя этого ведомства, отменил поездку в последний момент из-за визита в Китай.

“Проект можно сравнить с БАМом!” – не сдерживал эмоций Дементьев. Непосредственно в стройке принимают участие 5000 человек, а в целом в проекте – 15 000 человек, подтвердил первый заместитель гендиректора ЦУП ВСТО Сергей Сергеев. Работать на ВСТО действительно тяжело, поделился с “Ведомостями” начальник управления “Краснодарстройтрансгаза” Петр Штыфель: местность болотистая, зимой температура опускается до 40–45 градусов, и тогда порода – “сплошной камень”. При этом стройка идет круглосуточно, по 12 часов для каждой смены.

Экономическая эффективность ВСТО до сих пор непонятна. Тариф на транспортировку по первой очереди трубы еще не подсчитан, сказал Вайншток. Дементьев отметил, что, по предварительным данным, стройка окупится через 18–20 лет. Со сметой в $11 млрд и таким сроком окупаемости только в 2009 г. прокачка 1 т нефти по всей длине трубы должна стоить $75, подсчитал начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин. Сейчас транспортировка нефти обходится нефтяникам гораздо дешевле. В 2006 г. “Транснефть” получила в среднем $14 за каждую прокачанную тонну нефти, добавляет Шеин. А раньше, до изменения трассы ВСТО, планировалось, что прокачка по ВСТО будет стоить $38 за тонну. Но тогда стоимость первой очереди трубы оценивалась в $6,6 млрд.

Но у основного поставщика – “Роснефти” еще в начале года были другие планы. В мае госкомпания пообещала чиновникам, что к 2009 г. гарантированно заполнит ВСТО лишь на 30%, а не на обещанные Вайнштоком 83%. Представитель “Роснефти” вчера комментировать это не стал.