Прокуроры помогли PwC


Инспекция ФНС № 5 обвинила PwC в том, что она была недобросовестна при аудите ЮКОСа: менеджменту сообщила о нарушениях, а от акционеров скрыла. Инспектора потребовали признать договоры с аудитором противными основам правопорядка и нравственности (статья 169 Гражданского кодекса), а гонорар – 16,8 млн руб. – взыскать в доход государства.

ФНС не доказала умысла PwC, а сами заключения не были безоговорочно положительными, утверждали аудиторы.

20 марта арбитражный суд Москвы вынес решение в пользу налоговиков. PwC оспорила его в 9-м арбитражном апелляционном суде.

Вчера слушания начались с ходатайства налоговиков – приобщить документы, изъятые Генпрокуратурой во время обыска офиса компании 9 марта 2007 г., в частности разработанное PwC типовое положение о фонде финансовой поддержки развития производства (в таком фонде ЮКОСа, по мнению налоговиков, аккумулировалась прибыль от офшорных структур), переписку с зарубежными коллегами по вопросу использования офшорных компаний и др.

PwC выступила против приобщения документов, уверяя, что они не относятся к делу. Непонятно, как ФНС вообще получила к ним доступ: документы касаются аудиторской тайны и, чтобы ознакомиться с ними, нужно было решение суда, заявил представитель PwC в суде Константин Шварцер.

Но суд удовлетворил ходатайство ФНС, приобщил 15 документов и отложил на 1 августа рассмотрение апелляционной жалобы PwC.

Тогда же суд рассмотрит и ходатайство PwC о приобщении к делу постановления Генпрокуратуры об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников PwC. Представитель PwC объяснил, что 15 июня компания попросила Генпрокуратуру провести расследование деятельности сотрудников, подтверждавших достоверность отчетности ЮКОСа. В документе не было конкретных фамилий, утверждает он.

26 июня Генпрокуратура вынесла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. Постановление прокуратуры доказывает отсутствие сговора между аудитором и ЮКОСом и демонстрирует отсутствие умысла PwC, говорит представитель компании.

Получить комментарии в Генпрокуратуре “Ведомостям” не удалось.

Источник, близкий к Генпрокуратуре, подтвердил, что недавно заявление на нескольких сотрудников PwC действительно было подано от руководства аудитора и проверка не выявила в их действиях состава преступления.

Решение Генпрокуратуры не имеет значения для данного процесса, говорит источник в налоговых органах.

Решение Генпрокуратуры – доказательство в пользу PwC, но далеко не решающее, считает адвокат коллегии адвокатов “Юков, Хренов и партнеры” Дмитрий Степанов, хотя при рассмотрении дел по статье 169 ГК вопросы умысла и играют важную роль.

Логичный ход: ФНС обвинила компанию, а значит, и ее сотрудников в сговоре с ЮКОСом, говорит бывший сотрудник PwC, обращение в прокуратуру – свидетельство того, что компания получила от власти гарантии безопасности, она была уверена в положительном решении.

Обращение в Генпрокуратуру – такое же подтверждение, что конфликт PwC с властями исчерпан, как и решение президиума ВАС, который 10 июля отменил решения судов о взыскании с PwC 259,7 млн руб. по налоговым претензиям, считает партнер крупной аудиторской компании: государство получило от PwC что хотело, и ЮКОС больше не может ссылаться на аудиторские заключения PwC.

PwC отозвала аудиторские заключения по ЮКОСу за 1995–2004 гг.

По мнению бывшего главного юриста ЮКОСа Дмитрия Гололобова, аудиторы подстраховали сотрудников: теперь у PwC есть гарантии Генпрокуратуры. Эта история говорит об очень высокой степени подготовки PwC и российского государства к потенциальным разбирательствам по ЮКОСу в международных судах, заключает он.