Готовьте деньги

За деньги клиентов школы бизнеса готовы выполнить любой образовательный заказ

Многие школы бизнеса уверены, что именно программы, составленные по индивидуальным требованиям клиента, будут в ближайшее время пользоваться наибольшей популярностью на чрезвычайно конкурентном рынке корпоративного обучения.

Когда компания Autodesk Inc решила, что ее менеджеры должны лучше разбираться в финансах, она начала искать подходящий тренинг из тех, что были представлены на рынке. Однако даже самые лучшие из готовых программ не совсем удовлетворяли требованиям компании. «Я внимательно изучал содержание готовых тренингов, но практически все они были ориентированы на производство. Для нашей компании это было совсем не актуально», – рассказывает Аль Кастино, финансовый директор.

В итоге компания обратилась в школу бизнеса Tuck, где по их заказу была составлена индивидуальная программа обучения. «Преподаватели этой школы составили программу с опорой на нашу отрасль и именно в этом ключе освещали вопросы биржевой стоимости акций, возврата по инвестициям и основы бухгалтерии», – говорит Аль Кастино.

Несмотря на то что универсальные тренинги все еще приносят школам бизнеса достаточно прибыли, некоторые популярные программы, такие, как «Финансы для руководителей» или «Продвинутый менеджмент», практически потеряли свою рыночную ценность.

Пик популярности корпоративного обучения пришелся на 1990-е, однако уже в 2001 г. наступил спад, который только усугубился терактами 11 сентября. Последнее время спрос на тренинги вновь начал расти, но с одной особенностью – спрос на дорогие тренинги для обучения 35–45 летних менеджеров уменьшается. Кроме того, сегодня школам бизнеса приходится конкурировать не только между собой – на пятки им наступают корпоративные университеты и компании, специализирующиеся на тренингах.

«Лучшие времена остались позади», – говорит Стивен Барнетт, один из руководителей школы бизнеса Kellogg.

Плач по доллару

Именно на индивидуальные программы, составленные согласно требованиям отдельных компаний, школы бизнеса делают основной упор. Компании хотят получить хорошую прибыль с тех средств, которые были вложены в образование сотрудников, поэтому индивидуальные программы обычно приносят школам бизнеса более значительный доход, чем готовые тренинги.

«Раньше компании мало думали о таких вещах, как коэффициент окупаемости инвестиций или падение курса доллара, однако сегодня курс доллара волнует практически всех, – говорит Эрик Вебер, представитель испанской школы бизнеса IESE, которая сотрудничает с такими компаниями, как Abbott Laboratories и Nissan MotorCo. – Слушателем индивидуальной программы может стать практически любой сотрудник компании, а обсуждение насущных задач, возможно, станет ключом к решению многих вопросов в работе компании».

В рамках некоторых индивидуальных программ освещаются технические аспекты бизнеса, однако все чаще компании просят развить в своих сотрудниках лидерские качества. Именно поэтому компания Constellation Brands Inc. обратилась за помощью в школу бизнеса Tuck. «Мы обнаружили, что сразу несколько руководителей собираются выйти на пенсию или уйти со своей должности и им не было подходящей замены, – рассказывает Джиджи Ламб, один из руководителей компании, выпускающей алкогольные напитки. – Мы решили обучить некоторых перспективных сотрудников и повысить их шансы на успех».

Более 30 старших вице-президентов и вице-президентов компании Constellation участвовали в тренинге, который в марте этого года прошел в школе бизнеса Tuck. На занятиях они отрабатывали необходимые каждому руководителю навыки: стратегическое планирование, финансы и маркетинг, мотивирование персонала, поощрение инициативы.

Дольше и шире

Большинство тренингов длятся от нескольких дней до недели, поскольку компании стремятся сократить время, проведенное руководителями вне стен офиса. Но некоторые школы бизнеса предлагают более длительные и интенсивные программы. Так, летом в Колумбийском университете прошел двухнедельный тренинг для 100 молодых специалистов инвестиционного банка Deutsche Bank AG, посвященный стратегическому планированию, финансам, рынкам капитала и навыкам межличностного общения.

Некоторые долгосрочные программы выходят за рамки обучения в бизнес-школе, и к участию в них приглашают профессоров других факультетов университета. Так, норвежская нефтяная компания Statoil ASA и Университет Калифорнии объединили усилия в организации годичной многопрофильной программы. Основными слушателями программы стали менеджеры компании, которые готовились к работе в Африке, на Ближнем Востоке и в других частях света. Кроме традиционных для бизнес-школы дисциплин эта программа освещала основы инженерного дела, международные отношения, социологию и психологию. Обучение было разбито на блоки – одна неделя раз в квартал. «Мы прививали сотрудникам Statoil навыки общения в трудных ситуациях, учили их межкультурной коммуникации и рассказывали о социальной и политической истории некоторых стран», – говорит Уитни Хисчер, один из руководителей школы бизнеса Haas.

Во многих школах на долю индивидуальных программ приходится примерно половина всей прибыли, которую приносит корпоративное обучение. Но некоторые специалисты полагают, что не стоит чрезмерно полагаться на индивидуальные программы. Если дела компании пошатнутся или она будет куплена, велика вероятность того, что программу закроют.

Насколько нестабилен сектор индивидуальных программ, школы бизнеса поняли после терактов 11 сентября. «Это было просто ужасно: большинство компаний отказались от идеи обучения своих сотрудников», – говорит Стивен Барнетт, представитель школы бизнеса Kellogg. По его подсчетам, около 45% прибыли в сфере корпоративного обучения школа получает от индивидуальных программы и 55% – за счет стандартных тренингов. «Мне бы хотелось, чтобы стандартные тренинги приносили нам 60%, потому что заказчик может закрыть индивидуальную программу в любой день».

Чья школа бизнеса

В сентябре российский офис Microsoft запустил образовательную программу для маркетологов и специалистов по продажам – Marketing Excellence University. 18-месячный курс базируется на совместной программе Executive MBA российского Института бизнеса и делового администрирования при АНХ и бельгийской Management School of the University of Antwerp (UAMS). Аналогичную программу имеет компания «Нижфарм», сотрудники которой обучаются в школе «Мирбис», и другие компании. Но в России адаптированные программы обходятся дешевле, чем на Западе. Если там такая программа стоит в среднем на 20% дороже стандартной, то у нас – на 25–50% дешевле.