Активов хватило на всех

Государство вошло в стратегически важные предприятия области – нефтяную и оборонную отрасли. Но претендентом на государственный «АвтоВАЗ» стал иностранный инвестор Renault

В мае дочерняя компания НК «Роснефть» – «Нефть-актив» приобрела на аукционе более 10 самарских предприятий ЮКОСа. В ноябре, во время подписания соглашения между «Роснефтью» и облправительством, президент НК Сергей Богданчиков заявил, что за 2006 год компания перечислила области 11,4 млрд руб. налогов, за 10 месяцев этого года – уже 14,4 млрд руб. На следующий год запланирован рост добычи до 10 млн т, говорит Богданчиков. Президент «Роснефти» пообещал, что налоги НК в областной бюджет возрастут на 40–45% после того, как компания перейдет на выпуск евротоплива. Замминистра финансов области Елена Зябкина говорит, что в соглашении есть отдельное положение «о неснижении налоговых поступлений в бюджет».

Появление «Роснефти» положительно сказалось на рейтинге Самарской области. «Вкладываются значительные инвестиции в приобретенные объекты. Ожидается увеличение добычи нефти и улучшение финансовых показателей», – говорит аналитик Standard & Poor’s Борис Копейкин. В июне Standard & Poor’s повысило долгосрочный кредитный рейтинг Самарской области с ВВ- до BB, а рейтинг по национальной шкале – с ruAA- до ruAA. Прогноз остается «позитивным», говорит Копейкин.

Еще один важный процесс интеграции ряда самарских предприятий на базе СНТК им. Кузнецова и ОАО «Моторостроитель» в двигателестроительный холдинг. В декабре НПО «Оборонпром» выкупило пакет акций (22,6%) у самого крупного после ФАУФИ акционера – самарского бизнесмена Алексея Леушкина (ФАУФИ владеет 60% акций СНТК), сообщил «Ведомостям» пресс-секретарь ОПК «Оборонпром» Илья Якушев. Став акционером СНТК, «Оборонпром» объявил себя и единоличным исполнительным органом СНТК. Кроме этого «Оборонпром» успел в этом году сделать и следующий шаг. Первым замгендиректора по экономике и финансам с правом финансовой подписи назначен выходец из «Оборонпрома», и. о. гендиректора СНТК Василий Лапотько. Следующий пост, который займет Лапотько, будет пост замдиректора по финансам «Моторостроителя», говорит Якушев. «В ФАУФИ (ему принадлежит 50,67% акций) на подписи находится директива о снятии с поста гендиректора «Моторостроителя» Игоря Шитарева и назначении на его место замруководителя самарского «ЦСКБ-прогресс» Дмитрия Носова», – сказал Якушев. В пресс-службе ФАУФИ наличие директивы подтвердили, сказав, что она будет подписана в январе. После того как разрешится ситуация на «Моторостроителе», в «Оборонпроме» займутся интеграцией в холдинг ОАО «Металлист-Самара». Строгого графика включения предприятий в холдинг нет, сообщил «Ведомостям» Якушев.

В декабре стало известно и еще об одной наметившейся сделке по продаже самого крупного поволжского сотового оператора – СМАРТС (более 10%). Владелец компании Геннадий Кирюшин заявил, что акционеры ведут переговоры о продаже компании «Вымпелкому», а в конце месяца стало известно, что СМАРТС направил оферту «Волгателекому» (владеет 2,95% СМАРТС).

Одной из самых крупных незавершенных сделок банковского сектора стала попытка продажи КБ «Солидарность». 11 декабря владелец контрольного пакета акций и председатель совета директоров Алексей Титов сообщил о том, что сделка по продаже пакета акций МБРР не состоялась.

8 декабря подписано соглашение между Renault и Troyka Capital Partners по продаже пакета «АвтоВАЗа» (представляет интересы пула инвесторов, включая «Рособоронэкспорт»). Неофициальные источники предполагают, что окончательный договор, по которому Renault станет владельцем 12,8% акций «АвтоВАЗа», заключат в конце февраля 2008 г.

Аналитик Standard & Poor’s Борис Копейкин говорит, что главным минусом в кредитном рейтинге Самарской области является ее зависимость от двух крупнейших налогоплательщиков – «АвтоВАЗа» и «Самаранефтегаза», которые обеспечивают до 20–30% налогов.