Мода на общение

В этом году российский интернет пережил настоящий бум социальных сетей и новую моду на крупные порталы

Рунет переживает этап, который западный интернет прошел два-три года назад. Именно тогда американцы и европейцы открыли для себя блоги и социальные сети, а количество подписчиков таких сайтов, как MySpace и Facebook, росло на 100–150% в год. Сейчас у Facebook 58 млн пользователей, у MySpace – 110 млн, у Flickr – 24 млн, у YouTube – 57 млн. Strategy Analytics считает, что через пять лет социальные сети привлекут еще 1 млрд человек. В 2007 г. только в США они заработают на рекламе и маркетинговых акциях $1 млрд – на $600 млн больше, чем годом ранее, ожидает IDC. Успеть на отбывающий поезд решила Microsoft, заплатив $240 млн за 1,6% акций Facebook.

Отечественным проектам далеко до западных показателей, но бум социальных сетей налицо. Сайт Odnoklassniki.ru за год прибавил 5 млн пользователей (сейчас их 6 млн), а сеть для студентов Vkontakte.ru (клон американской Facebook) за полгода расширилась с 1,3 млн до 4 млн пользователей. Финансовые показатели их владельцы не раскрывают, но, по данным «Финама», пока сети убыточны. Тем не менее обе получили в 2007 г. инвестиции. 30% Odnoklassniki.ru достались латвийской Forticom – за ней стоит, по данным ряда участников рынка, фонд Юрия Мильнера Digital Sky Technologies. Ему же приписывают покупку доли Vkontakte.ru. А «Яндекс» приобрел социальную сеть «Мой круг» за $1,2–1,5 млн (оценки экспертов). Российские версии запустили YouTube (принадлежит Google) и MSN (Microsoft), о таких же планах заявила MySpace (News Corp.). Sup Fabrik Александра Мамута приобрела блогхостинг LiveJournal (сделку оценили в $30 млн), а южно-африканский Naspers оценил Mail.ru в $1 млрд, заплатив за 2,6% $26 млн.

По охвату аудитории социальные сети уже догоняют порталы вроде Mail.ru и Rambler. Те и сами пытаются «социализироваться»: например, блоги и фотосервис запустил «Яндекс». Между тем характерный для начала века интерес к порталам вышел на новый виток: сразу несколько непрофильных инвесторов огласили многомилионные бюджеты на проекты в 2008 г. Так, «Ренова-медиа» потратит $9 млн на портал Akado, а фонд Питера Герви Russian Media Ventures – $15 млн на top4top.