Противостояние в эпистолярном жанре и аресты начальников

Изъятие из Генпрокуратуры следствия создало основу для открытого противоборства группировок в силовых структурах

Реформа следственных органов и изъятие функций следствия у Генпрокуратуры обсуждались c 2001 г. Все эти годы Генпрокуратуре удавалось отбиться от попыток изъять у нее самое ценное – возможность возбуждать, вести уголовные дела и надзирать за следствием.

Однако в начале 2007 г. из Кремля поступил законопроект о создании обособленного Следственного комитета при прокуратуре (СКП), и с сентября эта структура, которую возглавил однокурсник Владимира Путина Александр Бастрыкин, заработала. Контроль над формированием СКП оказался в руках ФСБ (спецслужба прислала на помощь Бастрыкину двух заместителей), и уже в октябре СКП арестовал по обвинению в незаконной прослушке генерала Госнаркоконтроля Александра Бульбова и его подчиненных, за которыми следили сотрудники ФСБ.

В ответ начальник Бульбова – Виктор Черкесов разразился пространной статьей о недопустимости «войны спецслужб», а подчиненные генпрокурора Юрия Чайки не поддержали санкцию на арест Бульбова.

Ноябрьский арест замминистра финансов Сергея Сторчака углубил конфликт – ведомство Чайки закрыло второе дело, возбужденное против Сторчака, а СКП пообещал оспорить это решение в суде. Закончилось все это проверкой Генпрокуратурой работы СКП с момента его создания с целью доказать, что раньше, когда следствие входило в состав прокуратуры, оно работало лучше.

На старте президентских выборов этот конфликт, видимо, сочли в Кремле несвоевременным, и в конце декабря Юрий Чайка заявил, что разговоры о противоречиях со Следственным комитетом «бред и чушь» и задача Генпрокуратуры – помочь новому ведомству.

Неподконтрольность СКП надзору прокуратуры создает предпосылки для активного использования комитета в сведении счетов между группировками в спецслужбах, предупреждает бывший замначальника Следственного управления Генпрокуратуры СССР Виктор Илюхин.

Реформа прокуратуры привела к ситуации, которая сложилась до ухода в 2006 г. из Генпрокуратуры Владимира Устинова: он работал в тесной связке с замруководителя администрации президента Игорем Сечиным, говорит источник в органах прокуратуры, и новое руководство СКП работает в связке и с ФСБ, и с Сечиным. Поэтому вопрос о том, как Путин-премьер будет взаимодействовать с силовиками, сводится к вопросу, как он будет работать с ФСБ, полагает источник.