Сновидение по делу

Сон о работе может оказаться кошмаром. Но это все же лучше, чем мучиться бессонницей, думая о работе

Недавнее исследование, проводившееся по заказу компании Staples, гиганта в области торговли канцтоварами, показало, что 51% работников малого бизнеса видят сны о работе. 70% из них заявили, что, проснувшись, они воплощают сны в жизнь.

Это было бы несколько затруднительно для Кристел Хайден, чья работа связана с организацией научных конференций. Недавно ей приснилось, что она организовала конференцию, на которой поп-звезда 80-х Лайонел Ричи должен был выступать с основным докладом на тему «Роль женщин в мировом сообществе». Но в ее сне Ричи на конференцию не явился, и ей пришлось его разыскивать. Он оказался не в Лос-Анджелесе – «я бы стала искать его именно там», поясняет Хайден, – а где-то в австралийской глубинке. Обогнув земной шар, она нашла героя. «Ричи не сопротивлялся, – смеется Хайден. – Просто вернулся и замечательно выступил с докладом».

Хайден решительно не понимает, что из этого сна может пригодиться ей для работы. «Проснувшись, я не бросилась к списку дел, – говорит она. – Озарения не случилось».

Сны иногда сбываются. Но вам не понадобится помощь Фрейда или Юнга, чтобы расшифровать одну категорию снов, в которых ваша психика посылает очевидные сигналы: вам нужен отпуск или новая работа. Спасибо за предупреждение.

Кэрол Энн Бакли, специалисту по коммуникациям и обучению, не нужны были сны о ее жизни в формате PowerPoint, чтобы понять, что она слишком много работает за компьютером. И все-таки они снились, демонстрируя ей ее собственную жизнь в виде бесцветных слайдов. «Из всех возможных во сне средств – изображения, осязания, вкуса, звука – мне достался шрифт Helvetica bold», – разводит она руками.

Также, когда Энтони Ломбарди работал в брокерской фирме в Чикаго, ему снился черный офисный телефон размером с двухэтажный дом, звонивший не умолкая. Он не мог набрать номер или вовремя ответить на звонки, «потому что кнопки были размером с автомобиль», рассказывает он. Сон подсказал то, что он и так уже знал: «Я проработал там слишком долго».

Даже исследование Staples признает, что пользы от снов, связанных с работой, не много. Участвовавших в опросе владельцев малого бизнеса спрашивали, где им приходили в голову лучшие идеи, и выяснилось, что 39,4% – за рулем автомобиля и 14,6% – в душе. Только 6,3% опрошенных они пришли во сне или в постели. Но все равно лежание в постели оказалось более эффективным, чем мозговой штурм (6%) или деятельность на рабочем месте (всего 5%).

Правда, «многие сны так прозаичны, что их не хочется слушать», говорит Роберт Стикголд, старший преподаватель психиатрии Гарвардской медицинской школы, выступавший консультантом в опросе Staples.

Все больше исследований показывают, что сон – это время, когда мы можем придумать что-то, ускользающее от нас днем. В экспериментах, которые Стикголд проводил с пазлами, участники, в первый раз тестировавшиеся утром, показывали лучшие результаты при повторном тестировании на следующее утро, чем в тот же день вечером. И не только потому, что отдохнули. Во время сна мозг занят обработкой данных и находит связи и решения путем проб и ошибок.

«Во время сна активируются связи, которые не активировались бы в состоянии бодрствования», – говорит Стикголд. Деятельность мозга во время сна может «усилить одни связи и ослабить другие, и на следующий день вы будете лучше соображать».

Сны могут подсказать, что вам нужно заняться некоторыми делами быстрее, чем вы планировали. Так случилось с Джоном Ренески, занимающимся продажами и маркетингом. «Подсознание толкало меня в конец списка дел», – рассказывает он.

Некоторые утверждают, что польза не в самих снах, а в процессе их обработки. «То, как вы интерпретируете сны, помогает вам лучше понять себя», – говорит Ян Борн, занимающийся исследованиями памяти и снов в Университете Любека в Германии. Сны похожи на тесты Роршаха. Они «практически всегда отражают то, что запоминает человек в состоянии бодрствования».

Примерно половина всех снов связана с беспокойством или страхом, утверждают некоторые исследователи. Этим объясняется, почему юристам, как, например, Энтони Лапорту, может сниться, что «свидетели превращаются в змей, а в ряду присяжных сидят клоны Атиллы-завоевателя». Но, может быть, такие сны помогают юристу не терять бдительности на работе? «От них никакого толку», – возмущается Лапорт. Но считает, что, если такие сны исчезнут, это будет означать, что работа стала ему безразлична.

Полезность снов, как и их природа, может оказаться призрачной. Кэтрин Том Ингл, директор по коммуникациям, однажды решила, что сон подсказал ей неплохую идею, и она встала записать ее посреди ночи. Утром же ей стало понятно, что «идея ужасна». Впрочем, Том Ингл замечает, что ее гораздо больше беспокоит, когда она не может заснуть, думая о работе: «По крайней мере, когда мне что-то снится, это означает, что я заснула».