Выпускники MBA счастливы

Абитуриенты бизнес-школ готовы тратить до двух лет на обучение и залезать в долги, чтобы получить шанс построить удачную карьеру. Причина в том, что работодатели по-прежнему охотно привлекают обладателей степени МВА на высокую зарплату

Выпускники бизнес-школ 2004 г., которые заполнили предложенные Financial Times анкеты для составления рэнкинга программ full-time MBA (с отрывом от производства), вышли на рынок труда, который тогда восстанавливался после нескольких тяжелых лет, прошедших после терактов 11 сентября 2001 г. и краха на технологическом рынке в 2000–2002 гг. Должно было пройти три года, прежде чем выпускники могли бы высказать свое мнение о школах, в которых они учились, и чтобы FT могла оценить, как изменилась их карьера за этот период.

На протяжении всех 10 лет составления рэнкинга в числе причин для получения степени MBA, называемых выпускниками, по количеству упоминаний лидирует карьерный рост. В числе прочего выпускников спрашивали об уровне заработка до получения степени, сразу после ее получения и сейчас. А кроме того, о содержании работы в каждый момент времени.

Результаты рэнкинга-2008 показали, что карьера выпускников 2004 г. развивается весьма успешно. Средняя зарплата продолжает расти – от $120 000 в 2007 г. до почти $126 000 в этом году. При этом средняя зарплата выпускников из пяти лидирующих школ достигает $160 000. Согласно данным о занимаемых должностях, все респонденты этого года достигли приблизительно такого же или чуть большего профессионального успеха, что и их предшественники.

До начала обучения 4% выпускников занимали позиции уровня начальников департаментов против 12% сегодня и 11% были старшими менеджерами или исполнительными директорами против 34% сегодня.

Счастливы ли эти люди?

Когда выпускников MBA просят прокомментировать полученный во время обучения опыт и то, как он помог им построить карьеру, они часто говорят о позитивном импульсе, который они получили вместе со степенью MBA.

«Степень MBA полностью изменила мою жизнь. Мой карьерный рост целиком был спровоцирован ее получением», – написал выпускник Fuqua School of Business при Duke University. Выпускник Stanford Graduate School of Business сказал: «Это был такой жизненный опыт, который я не поменял бы ни на что».

Такое мнение распространено среди выпускников почти всех школ, несмотря на различия между программами. Бизнес-школы могут только порадоваться количеству эпитетов «восхитительно», «фантастика» и «кардинально меняет жизнь», когда приходит время комментировать обучение.

В целом многие выпускники убеждены, что полученный ими опыт стоит года-двух, потраченных на интенсивное обучение, и в некоторых случаях значительного долга, который им пришлось взять для оплаты учебы.

Что думают будущие выпускники?

В последние несколько лет шло активное обсуждение, необходимо ли академическое управленческое образование. Обсуждались, в частности, два вопроса: важность и необходимость большого количества исследований, проводимых факультетами бизнес-школ, и ценность степени MBA в целом. Информация, собранная FT в этом году, показывает, что будущих студентов не очень интересуют эти споры. При оценке 146 программ МВА, предлагаемых школами, выяснилось, что на обучение по 66% из них поступило столько же или больше студентов, чем в прошлом году. В наиболее свежем исследовании активности абитуриентов, проведенном в августе 2007 г. Graduate Management Admission Council (организация, которая разработала тест GMAT и собирает статистику в области бизнес-образования), была выявлена та же тенденция. Обзор показал, что 64% из 160 программ full-time MBA, включенных в этот обзор, второй год подряд показали рост числа заявок на поступление.

Работодатели убеждены в ценности степени MBA. Они активно нанимают на работу выпускников (рэнкинг FT включает процент занятости последнего выпуска в течение трех месяцев после завершения обучения). Кроме того, они готовы платить им больше, чем работникам без степени, – об этом свидетельствует нынешний уровень зарплат выпускников бизнес-школ и их процентный рост. Иными словами, MBA до сих пор востребована как среди студентов, так и среди работодателей.

Устойчивый рост числа программ МВА отвечает потребностям обеих групп. Соревнуясь друг с другом, бизнес-школы готовы предлагать все более «удивительные», «фантастические», «меняющие жизнь» программы.

В рэнкинге этого года представлены школы, расположенные в 16 странах мира: 57 школ из США (против 60 в 2007 г.), 15 из Великобритании, шесть из Канады, четыре из Испании, по три из Китая и Франции, по две из Австралии и Нидерландов, по одной из Бельгии, Ирландии, Индии, Италии, Мексики, Сингапура, Швейцарии и Южной Африки.