Глобалист: С чистого листа


Президентство Медведева породило две противоположные теории. Одна из них отражена в книге Эдварда Лукаса (бывший московский корреспондент журнала Economist): «Новая холодная война: почему Кремль представляет угрозу для России и Запада». Лукас утверждает, что Россия пытается переписать последнюю главу холодной войны с помощью своих энергоресурсов и тактики «разделяй и властвуй».

Лукас настаивает, что Запад должен ответить с той же солидарностью, которую он демонстрировал во времена холодной войны. Он должен разрушить российскую газовую монополию в Европе, ограничить доступ российских компаний на западные рынки капитала и исключить Россию из клубов вроде G8, пока она не будет соответствовать западным «нормам». Необходимо возобновить «войну ценностей» против «авторитарной, ксенофобской и искаженной версии капитализма», которую насаждают российские правители.

Другая точка зрения изложена в коллективной работе под редакцией Игоря Юргенса «Коалиция для будущего», являющейся детищем группы российских экспертов, по слухам, близких к новому президенту. В ней ни слова нет о «суверенной демократии» или особой миссии России. Группа экономистов декларирует понятные цели экономического развития – повышение подушевого дохода, уменьшение социального и регионального неравенства. Экономические реформы, заявляют они, тесно связаны с политическими. Глубокая модернизация российской экономики требует установления верховенства закона, соревновательного политического процесса, свободы СМИ и развитого гражданского общества.

Какой взгляд верен? Роль Путина будет ключевой в первые два года президентства Медведева: он сможет защитить реформы от силовиков, с которыми Медведев, в отличие от Путина, не связан. Но то, как сложится президентство Медведева, зависит и от позиции Запада. Если там будут следовать советам Лукаса, Россия с большей вероятностью сползет в тот самый ксенофобский авторитаризм. Нацеливаться на новую холодную войну – значит отказать российским реформаторам в шансах на победу и приговорить Россию к перманентному «латиноамериканскому» статусу в мировой экономике.

Лучше рассматривать новое президентство как шанс на новое начало. Один из самых раздражающих факторов для России – экспансия НАТО. В связи с этим важно, чтобы на саммите НАТО в Бухаресте 2 апреля не прозвучало приглашения Грузии или Украине вступить в альянс. Российско-американское соглашение по ПРО и процесс сокращения ядерных вооружений не должны быть принесены в жертву символическому расширению НАТО.

Новое президентство также дает шанс англо-российским отношениям. Пора возобновить диалог об открытии представительств Британского совета, смягчении визового режима и обмене информацией. Пока Британия настаивает на экстрадиции Лугового как на условии для возобновления переговоров. Это ошибка. Отношениям только идет на пользу, если вы всегда готовы договариваться. Уступки должны быть результатом, а не условием переговоров.