«Фудлэнд» подалась в сыроделы

Московская компания приобрела Семикаракорский сыродельный завод. Это третий производственный актив молочного дистрибутора
А. Мартыненко

ООО «Компания «Фудлэнд»

дистрибутор молочной продукции. Владелец – Игорь Долматов, генеральный директор (100%, по данным ЕГРЮЛ). Оборот в 2007 г. – 4 млрд руб. (данные компании).

В июне, по окончании первого этапа реконструкции завода, производство планируют увеличить до 1500 т в год (в 2007 г. выпустили 600 т), в 2009 г. – до 3000 т, рассказали «Ведомостям» директор завода Юрий Романцов и коммерческий директор «Фудлэнда» Андрей Дахнович. Инвестиции в 2008 г. – до 40 млн руб., в 2009 г. – до 100 млн руб. собственных и заемных средств.

По словам Дахновича, «Фудлэнд» приобрел контрольный пакет акций предприятия в начале 2008 г. у физических лиц. Сумму сделки топ-менеджеры не раскрывают, ведущий специалист Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяна Рыбалова оценила ее в 3–5 млн евро.

По словам Дахновича, желтые сыры (со сроком созревания 30–90 дней) по средней отпускной цене 130–140 руб. за 1 кг будут продавать как в Ростовской области, так и в других регионах. Молоко планируется закупать в личных, фермерских и коллективных хозяйствах области, организуют также пункты сбора молока.

По информации начальника отдела областного Минсельхоза Алексея Лысоченко, в Ростовской области в 2007 г. произвели 912 000 т молока, из которых переработано только 150 000 т, остальное продавалось на рынке.

Планы «Фудлэнда» реальны, если ему удастся наладить поставки сырья по низким ценам (около 7 руб. за литр), считает директор по маркетингу «Невских сыров» Александр Клочков. По информации Лысоченко, в Ростовской области крупные хозяйства отдают молоко на заводы по 10–11 руб. за 1 л, частники – по 5–7 руб.

Два года назад «Фудлэнд» приобрел Еланский сыродельный завод (торговая марка – «Радуга вкуса») в Волгоградской области и Балашовский сыродельный завод в Саратовской. В 2006 г. Еланский завод произвел 1400 т сыра, в 2007 г. – 2500 т, план на 2008 г. – 4500 т, говорит Дахнович. Балашовский завод законсервирован, его реконструкция начнется через два года. Рентабельность оптовых продаж при чистой дистрибуции – 3–5%, при наличии собственного производства – 10–12%, рассказывает Дахнович.

Дахнович говорит о планах «Фудлэнда» занять 5–6% в отечественном производстве сыра к 2011 г. (по его данным, в 2007 г. в России произведено примерно 250 000 т желтых сыров).

По словам Клочкова, на рынке работает несколько тысяч компаний, доли даже крупных игроков не превышают 2–3%. Собственные производственные активы позволяют дистрибуторам контролировать себестоимость продукции, не зависеть от мировых цен и создавать свои бренды, отмечает он.

В 2005 г. холдинг «Невские сыры» приобрел завод «Порховский» в Псковской области, компания «Белая река» купила два завода в Ярославской и Владимирской областях, добавляет Рыбалова.