Рост назло клиентам

Недостаток предложения на ростовском вторичном рынке приводит к росту цен. В мае 2008 г. 1 кв. м стоил почти 60 000 руб.

Начало 2008 г. на вторичном рынке недвижимости Ростова ознаменовалось активным ростом цен. «Один только январь, который считается месяцем затишья, в этом году дал прирост цен в 4,39%», – отмечает гендиректор АН «Титул» Евгений Сосницкий. Количество сделок купли-продажи на вторичном рынке в Ростове в январе – марте 2008 г. составило 3028, это на треть больше, чем в аналогичном периоде 2007 г., говорит директор Ростовской региональной ипотечной корпорации Алексей Щербаков.

За I квартал 2008 г., по информации «Титула», средняя цена предложения на вторичном рынке выросла на 7,41% и к концу марта составила 55 827 руб. за 1 кв. м. В разных районах прирост цен может быть неравномерным, признают аналитики, – это зависит от колебаний объема предложения и его качества. Например, квартиры в Темернике в IV квартале 2007 г. подорожали всего на 3%, а в I квартале 2008 г. – уже на 23,9%. Эксперты «Титула» объяснили это тем, что «в I квартале 2008 г. в этом районе на продажу выставили более дорогие объекты».

Наряду с Темерником по темпам прироста цены предложения лидировали районы Военвед и Стройгородок (+21,19%) и Чкаловский (+16,6%). Слухи о деноминации рубля и боязнь финансового кризиса породили активность покупателей, с одной стороны, и подтолкнули продавцов недвижимости к заметному повышению цен – с другой, объясняет директор западного офиса ЦН «Нирлан» Ирина Титоренко. Щербаков добавляет к этим факторам предвыборный ажиотаж и «вспышку господдержки» для социальных слоев населения (военнослужащих, молодых семей и т. п.). «Все, кто мог, ринулись покупать квартиры», – резюмирует он.

В январе – марте немного подешевели только квартиры на Болгарстрое (-0,89%). По данным «Титула», в этот период здесь выставлялось предложение не слишком высокого качества.

Во II квартале рост цен продолжился: по итогам апреля средняя цена предложения 1 кв. м увеличилась почти на 3% (до 57 369 руб.), говорит аналитик АН «Титул» Алексей Чумаков. Сильнее всего подорожали квартиры на Болгарстрое (+7,82%), в Северном жилом массиве (+6,57%) и центре города (+4,74%). Снизились цены на квартиры в районах Сельмаш (-5,69%), Нахичевань (-1,78%), поселок Орджоникидзе и район Аэропорта (-1,03%).

Всего за январь – май рост цен на вторичном рынке Ростова составил около 10–15%. Риэлторы опять объяснили это дефицитом квартир, предлагаемых к продаже. По словам Сосницкого, темпы пополнения вторичного рынка значительно ниже темпов роста платежеспособного спроса, поэтому «пока нет никаких предпосылок для снижения цен». С ним согласен Чумаков. По его оценке, объем предложения на вторичном рынке Ростова не превышает 10 000 квартир в год.

Активный рост цен, характерный для начала текущего года, притормозит летом, считает Титоренко. С началом отпускного сезона количество желающих решать жилищные вопросы сократится, это стабилизирует цены, говорит она. Сезонный спад прогнозирует и управляющий партнер АН «Парус» Михаил Денисов. С ними не соглашается Сосницкий. По его словам, наибольшие объемы продаж в «Титуле» приходятся на летние месяцы. Другие эксперты говорят, что это зависит скорее от активности сотрудников данного агентства.

Ростовские риэлторы осторожны в прогнозах, но все они предрекают дальнейший рост цен в среднесрочной перспективе. Денисов говорит, что ростовский рынок живет с оглядкой на московский: если дорожают квартиры в столице, то ростовчане также поднимают цены. Если цены на московскую недвижимость снижаются – «того же жди в Ростове», иронизирует эксперт.

Риэлторы единодушно отмечают стабильный спрос на наиболее ликвидное жилье – квартиры экономкласса: хрущевки, квартиры небольшого метража. Предложение по такой недвижимости сокращается наиболее высокими темпами, говорит Титоренко. По данным «Титула», наибольшим спросом пользуются однокомнатные квартиры и квартиры гостиничного типа (почти 44% сделок в апреле), двухкомнатные квартиры (35,83%) и трехкомнатные (18,61%). Многокомнатными квартирами в апреле интересовались менее 2% из числа обратившихся в агентство.