Триллион с большой дороги

Минтранс предлагает создать госкомпанию, которая получит все федеральные автодороги и 3,2 трлн руб. Да ведь это, по сути, еще одна госкорпорация, удивляются чиновники и эксперты

Премьер велел. Владимир Путин

премьер-министр. «Это [государственная компания по организации строительства и эксплуатации федеральных дорог] должна быть структура современная, работающая в рынке и эффективная»

Минтранс представил в правительство и разослал в министерства концепцию создания госкомпании «Росавтодор», которая возьмет на себя функции одноименного федерального агентства (копия документа есть у «Ведомостей»). Это будет «новая форма некоммерческой организации» – госкомпания; ее деятельность будет регулироваться отдельным законом, сотрудники станут госслужащими, а за работой присмотрит Счетная палата, говорится в концепции. Органами управления госкомпании будут наблюдательный совет, гендиректор и правление. Председателя совета и правления назначит премьер-министр.

В Гражданском кодексе и в законе о некоммерческих организациях такой организационно-правовой формы, как госкомпания, нет, беспокоится партнер ФБК Игорь Николаев. Согласно закону о госслужбе госслужащие должны работать в органах власти и получать зарплату из бюджета, а если человек работает в госкомпании, он получает зарплату из ее средств, комментирует эксперт по госуправлению Павел Кудюкин. «Эта «госкомпания» – аналог госкорпорации», – считает Николаев.

Минтранс планирует отдать в собственность госкомпании автодороги федерального значения, земельные участки под ними и «иное федеральное имущество дорожного хозяйства». Сейчас в управлении у Росавтодора находится 47 100 км федеральных автомобильных дорог, 5687 мостов и путепроводов, 195 ФГУПов.

Федеральные дороги должны оставаться в госсобственности, уверен чиновник правительства. Может быть, их передадут в оперативное управление, как РЖД, не сдается чиновник Минтранса.

Госкомпании предлагается передать все деньги, предусмотренные транспортной федеральной целевой программой на содержание и ремонт дорог в 2010–2015 гг. Это около 3,2 трлн руб., подсчитал чиновник правительства (вся программа – 13,5 трлн руб.).

В концепции сказано, что госкомпания будет принимать решения о резервировании и изъятии земель для федеральных нужд, выдавать разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию дорог, объектов дорожного сервиса и инженерных коммуникаций. Кроме того, Минтранс требует для госкомпании специальный режим, исключающий возможность банкротства, освобождение от налогов на имущество и на землю.

Госкомпания сможет взимать плату за проезд сверхтяжелых грузовиков, брать деньги за пользование платными дорогами и за размещение вдоль дороги рекламы, сервиса и инженерных коммуникаций. Сейчас их получают унитарные предприятия, подведомственные агентству: деньги идут в бюджет, говорит чиновник правительства, теперь эти деньги предлагается отдать госкомпании.

Предложенный формат отличается от госкорпорации только названием, комментирует чиновник Минэкономразвития. Это пока только пожелания Минтранса, итоговый законопроект будет сильно отличаться от того, что написано в концепции, обещает чиновник правительства. Если правительство не одобрит концепцию, мы вернемся к идее создания ОАО, говорит источник в Минтрансе.