Какое нам дело до всех до вас

Жанр таких картин, как «В долине Эла», в Америке называется message film. По-русски это никак не называется, у нас подобных фильмов не делают
www.movieweb.com

Серьезный американский фильм на важную тему напоминает публицистику в многотиражном еженедельнике. От него не ждут ни развлечения, ни нового слова в искусстве, это не масскульт и не артхаус, а совершенно отдельная вещь. Такие фильмы часто попадают в «оскаровские» номинации, зато русские кинокритики любят упражняться на них в остроумии.

Вот скука-то, опять про Ирак, про патриотизм, ну и флаг звездно-полосатый вам в руки, а нам-то это зачем? В стране, где градус открытой общественной дискуссии поднимается выше нуля разве что при упоминании футбола, сама идея message film воспринимается с недоумением. Поэтому картине Пола Хэггиса «В долине Эла», несмотря на хорошие оценки американской публики (7,6 балла из 10 на крупнейшем киносайте imdb.com) и звездное участие Томми Ли Джонса и Шарлиз Терон, на наших экранах наверняка ничего не светит. Лучше всех это понимают, разумеется, прокатчики, но все равно покупают и выпускают такое кино. Кроме шуток: это заслуживает уважения.

«В долине Эла» – не особенно увлекательный, не слишком выразительный и даже не то чтобы по-настоящему глубокий фильм, но посмотреть его полезно. Хотя бы для того, чтобы понять, что тема патриотизма не всегда оборачивается спекуляцией. Что стесняться дидактики вовсе не обязательно. Что кино может не претендовать на высокий художественный уровень, но при этом честно и внятно ставить общественно-политические вопросы.

«Фильм вдохновлен реальными событиями», – сообщает титр в начале, но, строя сюжет по детективной канве, Хэггис оттягивает объяснения до финала. И что же? Когда герой Томми Ли Джонса, бывший военный следователь, наконец найдет убийц своего сына, пропавшего на родине после возвращения из Ирака, когда восстановит иракские видеозаписи в мобильном телефоне погибшего, когда поднимет на флагшток перевернутое звездно-полосатое полотнище в знак поражения и просьбы о помощи, зритель вправе назвать выводы режиссера очевидными, а доказательства излишними. А то мы не догадывались, как они там «несут демократию» и как уродует психику нормальных парней война? Зритель волен хмыкнуть и над рассказанной героем чужому ребенку притчей о Давиде и Голиафе, сразившихся в долине Эла: ну к чему эта нарочитость? Да и вообще, какое нам дело до государства-Голиафа и гражданина-Давида, который упорно отстаивает право на человеческое достоинство? Мы-то знаем, что Голиафа не свалишь, дураки, что ли? Попрезирать – всегда пожалуйста, а в долину Эла – это без нас.