Квартиры на щитах

На снижении продаж жилья смогли заработать рекламисты. Затраты строителей за первые пять месяцев 2008 г. увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. в 3,5 раза
Е.Кузьмина

Строительные компании в этом году стали заметными рекламодателями. Затраты по категории «услуги по операциям с жилыми помещениями», по данным «TNS Санкт-Петербург», составили в январе – мае 2008 г. 5,9% от всех затрат на рекламу в Петербурге, а за пять месяцев прошлого года строители обеспечили лишь 2,5% рекламного рынка. В списке крупнейших рекламодателей строители поднялись с 5-го на 2-е место и уступают теперь только ритейлерам.

За первые пять месяцев 2008 г. строительные компании и агентства по недвижимости потратили на рекламу примерно $26,5 млн, а за аналогичный период прошлого года – около $7,5 млн, говорит представитель одной из петербургских исследовательских компаний. Строители размещают все больше рекламы, подтверждает гендиректор «Видео интернешнл Петербург» Алексей Южанов. Руководитель петербургского офиса исследовательской компании «Эспар-аналитик» Вера Дементьева говорит, что в январе – мае 2008 г. строительные компании разместили больше 1150 сторон наружки, преимущественно продуктовой. «На щитах изображена информация о ценах, иногда указывается, что практически все квартиры раскуплены», – говорит исследователь. Имиджевой рекламой заметен «Охта центр».

Продажи квартир буксуют. По словам заместителя гендиректора консалтингового центра «Петербургская недвижимость» Сергея Себелева, за первое полугодие 2006 г. было продано 1,5 млн кв. м, а в 2008 г. – около 1 млн кв. м, из которых 700 000 кв. м пришлось на I квартал. В конце 2007 г. 1 кв. м стоил $2500, а в начале 2008 г. – уже $3300, и продажи приостановились. «Люди стали более разборчивыми и могут отложить свою покупку. К тому же лето – традиционно низкий сезон на рынке недвижимости», – рассуждает он. В таких условиях строители вынуждены увеличить активность на рекламном рынке, говорит Себелев. Он добавляет, что чаще всего рекламируются дома, где спрос на квартиры особенно низок из-за не очень хорошей планировки, а также большие комплексы, которые еще не достроены и требуют больших объемов финансирования.

На маркетинговую активность строителей влияет и мировой финансовый кризис, считает гендиректор инвесткомпании «Скиф» Владимир Скляревский. По его словам, деньги строителям нужны сейчас, чтобы финансировать строящиеся объекты. При этом банки серьезно повысили ставки по кредитам и не очень охотно выдают их девелоперам. «Еще год назад мы не увидели бы столько рекламы. Строители просто заняли бы у банков денег, чтобы возводить новые дома, а не стали ждать, пока будут раскуплены квартиры в построенных домах», – говорит он.

Рекламные акции могут быть вызваны необходимостью увеличения темпа продаж в конкретном доме, признает начальник отдела маркетинга Городской домостроительной компании Галина Чесаева. Суммы затрат на рекламу строители не раскрывают. Директор по маркетингу и продажам «Возрождения Санкт-Петербурга» Илья Андреев объясняет рост затрат на рекламу повышением ее стоимости. По сравнению с 2007 г. рекламный бюджет этой компании вырос на 13%. По оценке АКАР, медиаинфляция составляет в среднем примерно 30% в год.

«Ленстройтрест», входящий в группу «Ленстройматериалы», в этом году увеличил рекламный бюджет почти на 35% при увеличении объема рекламы примерно на 20%, говорит начальник управления продаж компании Александр Курочкин.

ЛЭК в прошлом году начала продавать квартиры в пяти очень крупных проектах. «По сравнению с прошлым годом объемы нашего строительства выросли по меньшей мере в пять раз, соответственно увеличились и затраты на рекламу», – объясняет начальник пресс-службы ЛЭК Инна Малиновская.