Ценности: Снять кавычки


Между тем, что люди говорят, и тем, что они имеют в виду, всегда есть разрыв. Не всегда нужно быть прямолинейным, чтобы быть убедительным. Но иногда пропасть межу словом и его значением становится слишком глубокой. Вокруг слов, которые говорятся с официальных трибун, сами собой возникают кавычки. Выступающий, может быть, и хотел бы борьбы с коррупцией, а говорит о «борьбе с коррупцией». Это потому, что за риторику отвечают одни люди, а принимают конкретные решения, связанные с активами и собственностью, – другие. В итоге на фоне разговоров об эффективном управлении возникают заведомо неуправляемые конгломераты активов, госкорпорации, чьи цели либо не ясны, либо они таковы, что вслух их назвать невозможно.

Вслух говорятся такие слова, какие полагается говорить в приличном обществе. Вероятно, опыт советского двоемыслия не стерся из генетической памяти постсоветского человека. Подсознательно мы помним, что в России официальный язык – не просто риторика, а навык, необходимый для выживания. В советское время умение правильно говорить о социалистическом строительстве было необходимо для того, чтобы обеспечить себе достойную жизнь, а иногда и для того, чтобы выжить.

«Модернизация», «борьба с коррупцией», «эффективное государство» – тоже официальный язык, который необходимо знать. А для тех, кто пока его не выучил, есть переводчики.

Но это все равно чужой язык. Представьте себя на месте человека, который правдами и неправдами добился хорошего места и теперь собирается доить его до пенсии. Если вы в здравом уме и твердой памяти, то вы не будете относиться к целевым показателям иначе как к «целевым показателям». Потеря хорошего места не входит в ваши планы. В ваши планы входит хороший дом в России и за границей, лучшие университеты для детей и самые доходные места для них. Вы не хотите даже представить себе, что пребывание в «элите», т. е. на ключевых позициях, может быть временным, что существует элита без кавычек, представители которой могли бы вас сменить. Если нужно качественное управление, то президентам, министрам, губернаторам, руководителям государственных и квазигосударственных предприятий придется отчитываться и в случае неудачи уходить. Временные ограничения необходимы.

Цивилизованная жизнь, которой всем так хочется, вообще предполагает массу работающих ограничений – в частности, ограничений человеческих рефлексов, прежде всего хватательных.

Элита без кавычек – это люди, которые что-то из себя представляют, сами чего-то добились. А значит, приобретение или потеря должности для них не катастрофа. Их авторитет в профессиональном сообществе и обществе в целом формируется благодаря способностям, знаниям и достижениям. Их уже гораздо больше, чем 8–10 лет назад. И их можно привлекать к работе, если при найме исходить из компетентности, а не партийной лояльности. Вопрос сейчас уже не в том, нужны ли они, а в том, захотят ли работать в среде, где слова и дела так далеко разведены.