Daimler нужна, чтобы не отстать

Владельцем 42% акций «Камаза» может стать Daimler. Но контроль останется у российских акционеров

«Тройка» стала крупнейшим акционером «Камаза» (54,4% акций) в апреле: к бывшим у нее 21,2% добавились 33,2%, которые через покупку доли в «Камаз-капитале» получила Avtoinvest Ltd, входящая в группу «Тройки». Источники, близкие к «Тройке», обещали, что пакет у нее долго не задержится, а покупателем более чем 25% акций станет иностранный производитель грузовиков – Volvo, Iveco, Daimler, MAN, Scania или DAF.

«Камаз»

Российский производитель грузовиков. Продажи – 52 670 автомобилей (2007 г.). Выручка – 91,29 млрд руб. (РСБУ, 2007 г.). Чистая прибыль – 4,82 млрд руб. Капитализация – 102,5 млрд руб. (ММВБ).

Daimler AG

немецкий автомобилестроительный концерн. Производит легковые автомобили Mercedes, Maybach, сверхкомпактные городские автомобили Smart, автобусы, является крупнейшим производителем грузовиков в США. Продажи – 2,09 млн автомобилей (в том числе 467 667 грузовых). Выручка – 99,4 млрд евро (2007 г.). Чистая прибыль – 3,99 млрд евро. Капитализация – 41 млрд евро. Акционеры: эмират Кувейт – 7,2%, в свободном обращении – 92,8%.

Грузовое подразделение немецкой Daimler AG, Daimler Trucks, ведет переговоры с «Тройкой диалог» о покупке 42% акций «Камаза», сообщил автоконцерн в пятницу. Daimler – эксклюзивный партнер «Тройки» в переговорах по 42% «Камаза», подтвердила «Тройка», Daimler начала due diligence «Камаза», стороны могут закрыть сделку до конца года.

Источник, близкий к «Тройке», знает, что Daimler предложила самые выгодные условия. Аудит должен завершиться в конце сентября – начале октября, тогда станет понятна сумма сделки, говорит источник в «Тройке». 42% акций «Камаза» в пятницу на ММВБ стоили 43,05 млрд руб. ($1,84 млрд). Daimler заплатит премию за вход на рынок России и СНГ, уверен Михаил Пак из ИФК «Метрополь», он оценивает сделку в $1,9–2,1 млрд.

У «Тройки» останется 12,4% «Камаза», в этом пакете есть нереализованный опцион менеджмента во главе с гендиректором Сергеем Когогиным. Наличие опциона подтверждал «Ведомостям» президент «Тройки» Рубен Варданян, но его размер собеседники «Ведомостей» не раскрывают.

Daimler может увеличить долю, купив 42%, компания должна будет объявить оферту. На рынке осталось 7,8%, из них 3,6% акций – у мелких акционеров, 1,5% – у бывших работников «Камаза», говорит корпоративный директор «Камаза» Елена Милинова. Размер пакета для стратега рассчитан так, объясняет источник, близкий к руководству «Камаза», что оставшиеся у «Тройки» 12,4% акций и госпакет 37,8%, который получила корпорация «Ростехнологии» по указу президента, в сумме дают 50,2%. У Daimler будут права мажоритарного акционера, но контроль останется за двумя российскими дружественными друг другу компаниями, говорит он.

Продажа пакета стратегу из числа иностранных производителей грузовиков «Камазу» сейчас совершенно необходима, считают аналитик «Ренессанс капитала» Эдуард Фаритов и руководитель автомобильной практики компании A.T. Kearney Евгений Богданов: у «Камаза» устаревшие модели, через несколько лет он стал бы уступать позиции иностранцам, строящим заводы в России.