Компания недели: «Эйрюнион»


Можно связать кризис в «Эйрюнион» с попыткой «Ростехнологий» отодвинуть Абрамовичей от управления. Авиаторы винят высокие цены на топливо. Но компании альянса давно накапливали долги. За 2007 г. к «Красэйр» было подано исков на 1,2 млрд руб. Она не платила «Ингосстраху», за аренду самолетов – «Ильюшин финанс» (ИФК), не возвращала кредиты. ИФК отсудила у «Красэйр» самолет и подала иск о ее банкротстве. ДАЛ банкротит Русская нефтяная группа из-за долгов за топливо.

На этой неделе в теленовостях конкуренцию сюжетам о событиях в Грузии могли составить лишь репортажи о задержках рейсов авиакомпаний альянса «Эйрюнион» – «Красэйр», «Самары», «Домодедовских авиалиний» (ДАЛ), «Омскавиа» и «Сибавиатранса». Вовремя не вылетают внутренние и международные рейсы из Москвы, Красноярска и других городов.

В ночь на среду в «Домодедово» вылета ждали более 3500 человек. С 20-го числа задержано более 80 рейсов, сказал представитель «Эйрюнион».

Причина – долги за топливо. Проблему решают всем миром: по распоряжению Владимира Путина самолеты компаний заправляют топливом из Росрезерва. Гарантирует оплату госкорпорация «Ростехнологии», которой должны быть переданы госдоли компаний альянса (51% «Красэйр», 50% ДАЛ и 46,5% «Самары»).

Зато частные акционеры компаний Борис и Александр Абрамовичи (40% «Красэйр», около 50% «Самары», 48,6% ДАЛ, около 70% «Омскавиа» и 100% «Сибавиатранса») незаметны. А ведь именно им принадлежит идея создать третьего перевозчика в стране.

Но они хотели не просто создать авиакомпанию, а контролировать ее. В 2005 г. братья создали альянс «Эйрюнион», а потом два года воевали с чиновниками за контроль над будущей компанией. Победа была близка – в 2007 г. президент Путин закрепил за государством не менее 45% акций компании, т. е. Абрамовичи могли получить контроль.

К этому все и шло: их доля была оценена дешевле государственной, и братьям надо было доплатить $60 млн. Но они продолжали торговаться. Учредительное собрание было сорвано. А затем место государства заняли «Ростехнологии». Они за объединенную компанию, но хотят контроль.

В схватке за контроль над будущей компанией Абрамовичи упустили из виду бизнес существующих. Теперь, похоже, не только «Эйрюнион» останется мечтой братьев – они могут остаться и без нынешних активов. Чиновники обещают обойтись без их банкротства, но в неофициальных беседах все чаще говорят о нем.