Kia без помощников

Kia Motors сама займется продажами автомобилей в России. Группа «Сок» и «Автотор» потеряют статус дистрибуторов корейской марки с апреля следующего года
Reuters

Kia Motors Corporation

Производитель автомобилей. Продажи – 1,27 млн автомобилей (2007 г.). Выручка – $21,6 млрд (2006 г.). Чистый убыток – $317 млн. Акционеры – Hyundai Motor Co. (38,67%), Credit Suisse Financial (8,23%), сотрудники (7,14%), Hyundai Capital (1,26%).

Сейчас Kia в России продают два дистрибутора: структура группы «Сок» – Sokia и «дочка» «Автотора» – «Автотор-маркет». Статус дистрибутора с апреля перейдет Kia Motors, рассказали «Ведомостям» два дилера Kia. Они узнали это от сотрудников Sokia и «Автотор-маркет», которых о предстоящих изменениях проинформировало российское представительство Kia Motors. Эту информацию подтверждает и источник в «Автоторе». В ближайшее время он ждет официального уведомления от Kia Motors о том, что контракт на следующий год, действие которого кончается 31 марта 2009 г., продлеваться не будет.

Гендиректор Sokia Сергей Шабанов сказал лишь, что с компанией подписано соглашение до конца марта, а информацию о передаче функций дистрибутора комментировать не стал. Гендиректор «Автотора» Валерий Горбунов отметил, что Kia Motors вправе изменить схему дистрибуции своих автомобилей: «Если так и произойдет, будем работать по новой системе». Впрочем, источник в «Соке» не исключает, что в итоге его группа и «Автотор» сохранят статус дистрибуторов. По крайней мере в отношении автомобилей, выпускаемых компаниями. Но источник в «Автоторе» уверен, что представительство Kia будет продавать все свои автомобили, даже произведенные в России.

Между тем «Автотор» и Sokia дают Kia Motors почти две трети продаж Kia в России. По данным Ассоциации европейского бизнеса, россияне в первом полугодии этого года купили 49 681 автомобиль этой марки – на 53% больше, чем в январе – июне 2007 г. По информации «АСМ-холдинга», «Ижавто» выпустила в первом полугодии 20 262 Kia, а «Автотор» – 13 535.

Группа «Сок» и «Автотор» – давние конкуренты, и их соперничество не раз выливалось во взаимные публичные обвинения. Год назад председатель совета директоров «Автотора» Владимир Щербаков заявил, что группа «Сок» – инициатор выступлений в Госдуме, направленных на лишение «Автотора» права беспошлинного ввоза комплектующих, полагающегося ему по закону об особой экономической зоне Калининградской области. Представитель «Ижавто» ответил на это, что «Автотор» «получил ничем не мотивированные льготы». Политика двух «эксклюзивных дистрибуторов» Kia Motors в России способствовала «сталкиванию лбами» «Автотора» и «Сока» и решение действовать самостоятельно может их примирить, говорит один из дилеров Kia.

Дистрибуторский бизнес прибыльный, поэтому иностранные автопроизводители с ростом объемов продаж в России забирают его себе, говорит эксперт по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев. По его оценке, маржа дистрибутора составляет в среднем 7–10%, т. е. оба дистрибутора Kia могли заработать в первом полугодии $70–75 млн.