Не потеряться в хаосе

Благодаря Викраму Лалу, бывшему главе крупной индийской транспортной компании Eicher, иностранцам стало проще ориентироваться в индийских городах Дели, Мумбай, Ченнай и Бангалор

Тот, кто впервые оказывается в крупном индийском городе, часто безнадежно теряется из-за хаотичной планировки улиц и отсутствия указателей. «В Дели множество улиц не имеет названий. А если названия и есть, то ими не пользуются», – рассказывает Викрам Лал, бывший глава Eicher, расположенной в Дели группы компаний, известной грузовиками и мотоциклами Royal Enfield.

Он увидел возможность для бизнеса там, где другие не видели ничего, кроме хаоса. Лал вынашивал идею несколько лет, в 1993 г. заручился поддержкой С. М. Чадхи, вышедшего на пенсию генерального наблюдателя Индии, и начал составление карты города. Сначала это было хобби, Лал как раз занимал пост председателя совета директоров компании Eicher Motors.

Хобби оказалось дорогостоящим и трудоемким. В 1993 г. Eicher исследовала Дели и собрала данные с помощью «целой армии людей, проверяющих информацию на месте», говорит Лал: «В те времена не было Google Earth. Это была очень утомительная работа».

Люди на местах должны были проверять расположение небольших улочек, ведущих к палаткам с молоком и резервуарам с водой. Первоначальный бюджет составлял $24 000 (1 млн индийских рупий), затем он раздулся почти до $85 000 (3,5 млн рупий).

Первый полный коммерческий атлас Дели был опубликован Eicher Maps в 1996 г. В нем более 200 страниц, и город показан с точностью до отдельных домов. Многие водители считают его незаменимым при передвижении по Дели.

Теперь в Eicher есть небольшое подразделение, которое печатает карты и путеводители для туристов. В прошлом финансовом году прибыль от картографического бизнеса составила примерно $93 000 (3,9 млн рупий) с выручки в размере около $548 000 (23 млн рупий). Это, разумеется, капля в море по сравнению с выручкой Eicher Motors, которая в прошлом году составила более $600 млн, но Лала вполне устраивает, что он смог покрыть расходы.

Вслед за картой Дели были опубликованы атласы Мумбая, Ченная и Бангалора, улицы которых помечены различными цветами. Ежегодно Eicher продает 10 000–15 000 атласов по цене $5–7, а также 5000 складных карт. Хотя карты помогают людям самостоятельно ориентироваться в городе, что считается само собой разумеющимся в развитых странах, привычка пользоваться ими появилась в Индии относительно недавно.

На иностранцев приходится примерно половина продаж карт Eicher. «У каждого приезжего из США, Европы и Японии должна быть карта, – говорит Лал. – Индийцы, побывавшие за границей, тоже хотят пользоваться картами. Нашими клиентами становятся совершенно определенные группы людей».

Для тех, кто не умеет пользоваться картой и алфавитным указателем, содержащим названия 15 000 улиц, районов, зданий, больниц и других примечательных мест, в Eicher Maps имеется элементарная инструкция о том, «как пользоваться этой книгой». И все равно концепция не так легко приживается среди среднестатистических индийских водителей. Объем продаж карт Eicher тысячам новых водителей, появляющихся на улицах индийских городов, остается сравнительно небольшим. «Водители грузовиков не смотрят в карты», – огорчается Лал.

Еще одна проблема – рост индийских городов: новые улицы и разбухающие пригороды меняют ландшафт. Лал рассказывает, что в прошлом году Eicher опубликовала карту Нойда, быстро растущего пригорода к востоку от Дели, и она уже устарела. «Города растут слишком быстро, – говорит он. – Это немного пугает».