Технологии рынка: В Подмосковье не хватает рабочих


Среди развивающихся промзон следует назвать стартовый проект программы – промышленный округ «Волоколамский», который заполняет предприятиями управляющая компания «Терре ди Лама», индустриальный парк на 2000 га в Ступине, технопарк АФК «Система» и «Информационных бизнес-систем» на 428 га в Дубне (недалеко от Подмосковья), «Кулон-Истра» на 33 га под Истрой, проект «Белый Раст».

Подмосковье в настоящее время не хватает персонала для работы на создаваемых предприятиях. Руководители возводимых заводов, логистических центров, промышленных зон даже рядом с крупными городами Московской области вынуждены собирать рабочие руки со всего района и за его пределами. После того как страна выйдет из финансового кризиса и в области продолжится создание промышленных округов, эта проблема станет еще серьезнее.

Сейчас Московская область по численности населения занимает 2-е место в России, на ее территории проживает около 6,5 млн человек, а доля городского населения составляет 80%. На протяжении последних 15 лет многие жители области и приезжие старались поселиться поближе к Москве и найти работу в столице. Вокруг Москвы образовалось кольцо агломераций, которые работают и обслуживают в основном московские компании.

Вместе с тем с появлением в Подмосковье новых предприятий, логистических центров, современных заводов области снова понадобились рабочие руки. Первым предприятиям, которые разместились вблизи крупных городов, повезло: они смогли аккумулировать работоспособную часть населения. Однако тем предпринимателям, кто решил создать свое производство вдали от населенных пунктов либо пришел позже всех, сейчас достаточно трудно решать кадровый вопрос. Главные причины – работоспособного населения в области немного, и большинство предпочитает работать в Москве.

Потенциальный дефицит

В нынешних условиях финансовой нестабильности многие девелоперские проекты, а также строительство новых предприятий либо будут приостановлены, либо будут реализовываться медленнее. Но после выхода из кризиса проблема рабочих рук станет актуальной вдвойне. По объему промышленного производства Московская область занимает среди регионов России 2-е место, и очевидно, что есть еще куда расти.

Для того чтобы постепенно возобновлять производство и переходить к инновационным моделям, правительство Московской области создало собственную программу развития промышленных округов. Для этого была разработана программа по строительству 72 промышленных зон на землях МО, общая площадь занимаемой территории должна составить около 13 500 га. Программа была принята еще летом 2005 г. и рассчитана на пять лет. В ее рамках планировалось построить не менее 7 млн кв. м площадей для размещения объектов логистики классов А и В, 4,5 млн кв. м офисных площадей, не менее 0,3 млн кв. м площадей для размещения объектов социальной инфраструктуры. А также создать около 40 000–50 000 рабочих мест.

Однако вопрос, откуда брать рабочие руки, не говоря уже о специалистах и руководителях, не поднимался. О том, что с этим могут возникнуть проблемы, даже не предполагалось. Сама программа сейчас реализуется не такими быстрыми темпами, как хотелось бы правительству, тем не менее уже идет работа над несколькими проектами, и вопрос с рабочими руками стоит во главе угла.

«Проблема с рабочими руками в рамках реализации проекта по созданию промзоны в Ступине для нас актуальна», – говорит совладелец компании «Комстрин» Максим Сотников. «Когда мы делали проект планировки части Ступинского района, было предусмотрено развитие селитебной зоны (под жилищное строительство) рядом с нашим промокругом. Мы хотим расширять поселения Ситне-Щелканово и Жилево и построить там 200 000–300 000 кв. м жилья», – говорит Сотников. По его словам, без этого некому будет работать на предприятиях. «По этой же самой причине рядом со строящимся цементным заводом в Сухом Логе мы возводим жилье для рабочих и управляющих», – добавляет он.

«В промышленном округе «Волоколамский» при выходе предприятий на полную мощность потребность в рабочей силе составит примерно 12 000–15 000 человек. За счет жителей близлежащих населенных пунктов можно привлечь не более 1500 человек – этого явно недостаточно. Проблему нехватки персонала необходимо решать уже сейчас», – делится финансовый директор компании «Терре ди Лама» Николай Разгуляев.

Округ «Волоколамский» расположен в 15 км от Волоколамска, в 75 км от МКАД. Но размещение работников, занятых на предприятиях округа, в Волоколамске не станет решением проблемы. «У каждого из них семья, дети. Это приведет к увеличению численности жителей города в среднем на 40 000 человек. Одним из путей выхода из ситуации дефицита рабочих рук могло бы стать создание вблизи промышленного округа «Волоколамский» города-спутника со всей инженерной и социальной инфраструктурой», – считает Разгуляев.

Реализации проекта, рассчитывает Николай Разгуляев, могут существенно поспособствовать новая схема территориального планирования Волоколамского района и генплан развития Московской области. Там могут быть учтены планы по созданию жилой зоны. «Если работники округа будут жить в таком городе-спутнике в 1–3 км от места работы, то будет экономически целесообразно организовать систему корпоративного транспорта и доставлять людей на работу и с работы к дому. Это также позволит повысить эффективность производства, сократив временные затраты сотрудников на проезд к месту работы», – резюмирует Разгуляев.

Переселять или перевозить

Строительство жилья рядом с округами, по мнению многих владельцев предприятий и управляющих компаний, – оптимальное решение проблемы. «Я, как работодатель, плохо отношусь к тому, что менеджеры ездят каждый день за 100 км на работу. Мне импонируют те менеджеры, которые находятся рядом с производством, я с удовольствием продвигаю таких по службе. Надо создавать поселения недалеко от места работы. Менеджеров можно привлечь качественным жильем и инфраструктурой, например построить ресторанчик, фитнес-центр и др.», – рассуждает Максим Сотников.

«Квалифицированные кадры для работы в подобных округах можно привлечь лишь за счет внутрирегиональной миграции. Безусловно, главным мотивом для сотрудников может стать обеспечение их комфортным жильем, что на сегодняшний день является главной проблемой при освоении таких масштабных промзон», – соглашается с Сотниковым Вячеслав Ширяев, гендиректор Vesco Group. По его словам, строительство производственных предприятий в подобных округах обязательно должно сопровождаться возведением десятков тысяч квадратных метров недорогого комфортного жилья, которое впоследствии и будет заселено.

«Мы предлагаем комплексное решение задачи: разрабатываем концепцию малоэтажного пригорода для подобных промышленных округов за счет размещения в них предприятий по производству индивидуального быстровозводимого малоэтажного жилья под ключ – с полностью готовой внутренней отделкой, разводкой внутренних сетей и другими опциями», – рассказывает Ширяев.

Проблему с рабочими руками не слишком большого предприятия, расположенного не так далеко от Москвы, можно решить за счет курсирующих автобусов до ближайшего метро. Так решается вопрос в промзоне на Алтуфьевском шоссе, которая находится всего в 5 км от МКАД. Для доставки сотрудников в офис Major, который находится в 8 км от МКАД по Новорижскому шоссе (Major City), курсируют корпоративные автобусы по установленному расписанию от ближайшего метро. «Сейчас не обязательно заводить собственный автопарк, достаточно заключить договор с обслуживающей компанией», – говорит Александр Журавлев, гендиректор Major Auto Trans.

Сегодня большинство производств Подмосковья обладают устаревшей техникой, такими же методами работы и соответствующим персоналом. Тогда как молодые и талантливые специалисты стремятся обустроиться и работать в столице. Создание новых промокругов с участием крупных развивающихся быстрыми темпами стабильных компаний и создание рядом мини-городов будут способствовать привлечению молодых квалифицированных кадров, их стремлению трудоустраиваться в подобных промышленных округах. В частности, ставку на молодежь делают в Дубне, где создается новый современный технопарк.