К отмене готовы

Обвиняемые в убийстве Политковской вчера были оправданы. Сомнения у присяжных не вызвал только факт убийства

Присяжные были единодушны, бывший сотрудник московского УБОПа Сергей Хаджикурбанов, уроженцы Чечни братья Джабраил и Ибрагим Махмудовы и бывший подполковник ФСБ Павел Рягузов освобождены прямо в зале суда.

Их обвиняли в причастности к преступлению. Организатором прокуратура считает Хаджикурбанова, исполнявшего поручение «неустановленных лиц» (он договаривался с исполнителями и снабдил их оружием), непосредственным исполнителем – третьего брата Махмудовых Рустама, который находится в бегах и объявлен в розыск. Рягузову инкриминируют превышение полномочий и вымогательство (это отдельный эпизод, связанный с избиением москвича Эдуарда Поникарова).

Накануне присяжным раздали список вопросов, на которые они должны были ответить при вынесении вердикта. Из 17 вопросов 10 касались убийства Анны Политковской, а остальные – эпизода, связанного с вымогательством. Присяжные должны были ответить на вопрос: «Имело ли место событие преступления – убийство Анны Политковской 7 октября 2006 года?». Затем на вопросы по каждому из обвиняемых: участвовал ли подсудимый в данном преступлении, виновен ли в нем, заслуживает ли снисхождения?

По словам сына журналистки Ильи Политковского, присяжные единогласно ответили отрицательно на все вопросы, кроме одного – что убийство имело место: «Я очень уважаю мнение присяжных, какое бы оно ни было, особенно если оно единогласное».

«Мы с самого начала говорили о неэффективности расследования, – констатировала адвокат пострадавших Карина Москаленко. – Исполнитель преступления не найден, заказчик не установлен. В итоге – оправдательный вердикт».

Представители прокуратуры заявили, что намерены обжаловать это решение.

«Мы уважаем вердикт присяжных и не собираемся подвергать его сомнению», – говорит шеф-редактор «Новой газеты» Сергей Соколов, но издание продолжит собственное расследование убийства Политковской. Подсудимые причастны к преступлению, уверен он, но следствие не имело возможности раскрывать это дело в полном объеме: «Есть основания утверждать, что ему активно мешали и на политическом уровне, и на уровне конкретного саботажа со стороны правоохранительных органов: происходили утечки информации, киллеру дали возможность уехать из страны». Даже если вышестоящий суд отменит вердикт, может случиться так, что повторно привлекать будет уже некого: так случилось с делом Хлебникова – обвиняемые не стали дожидаться второго суда, заключает он.

В ближайших планах братьев Махмудовых возвращение в Чечню, покидать страну они не собираются и готовы к отмене приговора, говорит адвокат Джабраила Мурат Мусаев: «Такая практика здесь. Оправдательный приговор воспринимается как зло. Все считают необходимым его тут же отменить, включая суды».