Государство не спасает

Финансовая лизинговая компания уже третий месяц задерживает выплаты по евробондам. Это прецедент, который заставит кредиторов изменить отношение ко всем госкомпаниям, говорят эксперты

ФЛК

лизинговая компания. Акционеры – ОАК (51,8%), Росимущество (28,69%). Финансовые показатели (2007 г., данные Moody’s): активы – $766 млн, капитал – $446 млн, чистая прибыль – $6,7 млн.

Сегодня организатор второго выпуска евробондов Финансовой лизинговой компании (ФЛК) – BCP Securities проводит телеконференцию с держателями бумаг, на которую приглашены представители ФЛК и ее основного акционера – Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), рассказал «Ведомостям» директор одного из владельцев бондов – Forum Asset Management Николас Женесичи. Представитель BCP Securities подтвердил, что такая телеконференция состоится.

Государственная ОАК владеет 51,8% акций ФЛК, 28,69% принадлежат напрямую Росимуществу. Еще в конце прошлого года ФЛК не заплатила $12 млн по купонам двух выпусков еврооблигаций – на $100 млн и $150 млн, утверждает Женесичи. Срок платежа был 31 декабря, а в конце января Moody’s снизило рейтинг ФЛК с Ba3 до Caa3 (означает, что компания допустила дефолт). Дефолт был допущен из-за неадекватного управления ликвидностью, ухудшения качества активов и проблем с корпоративным управлением, отмечали аналитики агентства.

В начале февраля ОАК обещала заплатить 21 февраля, но деньги так и не поступили, говорит Женесичи. Евробонды ФЛК держат 40–50 российских и международных финансовых институтов, включая крупнейшие мировые и российские банки, продолжает он. Из-за пропуска купонных платежей держатели облигаций могут потребовать немедленной выплаты полной суммы долга – $250 млн плюс начисленные проценты, вопрос об этом будет поставлен сегодня, уверяет собеседник «Ведомостей». Это подтверждает источник в BCP Securities.

В феврале и сентябре 2008 г. президент ОАК и член совета директоров ФЛК Алексей Федоров подписал комфортные письма, направленные рейтинговым агентствам, где говорилось, что ОАК имеет «твердое намерение обеспечить ФЛК поддержкой и помощью <...> в целях своевременного выполнения финансовых обязательств». В апреле 2008 г. министр транспорта Игорь Левитин также подписал комфортное письмо в интересах ФЛК (у «Ведомостей» есть копии).

Руководство ФЛК вчера было недоступно для журналистов. «Мы обеспокоены финансовым положением ФЛК и внимательно следим за теми шагами, которые компания предпринимает для своего финансового оздоровления», – заявил представитель ОАК Константин Лантратов. Менеджер ОАК сообщил, что в переговорах ФЛК и кредиторов представители ОАК участвовать не будут.

ОАК не может сейчас помочь ФЛК, поскольку сама испытывает дефицит средств и обратилась за господдержкой, объясняет эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. В конце февраля Федоров обратился в Минэкономразвития с просьбой выделить входящим в ОАК компаниям 100 млрд руб. Сам Федоров вчера отказался от комментариев. Представитель аппарата Шувалова говорит, что ему не известно, чтобы в правительстве обсуждались меры поддержки ФЛК.

Руководители ФЛК в феврале говорили, что ожидают получения кредита от ВТБ, а затем – что банк может купить ФЛК, сообщил представитель одного из российских держателей облигаций компании. Представитель ВТБ сказал «Ведомостям», что переговоров о переходе ФЛК под контроль банка не ведется, отметив, что в группе ВТБ уже есть лизинговая компания.

Возможно, государство до сих пор не оказало поддержку ФЛК потому, что не чувствует ответственности за результаты действий менеджмента, предполагает аналитик МДМ-банка Михаил Галкин. Де-факто ОАК получила контроль над ФЛК совсем недавно – в III квартале 2008 г., к этому моменту компания уже находилась в нынешнем состоянии, напоминает он.