Перерыв на неделю

Из-за кризиса и спада спроса Toyota с 30 марта на неделю останавливает завод в Санкт-Петербурге

Toyota Motor Corp

Автоконцерн. Выручка (2008 г., закончился 31 марта) – $262,4 млрд, чистая прибыль – $17,1 млрд. Капитализация – $110 млрд.

Российский завод Toyota, выпускающий модель Camry, не будет работать с 30 марта по 6 апреля включительно, сообщила в пятницу «Тойота мотор мануфэкчуринг Россия». Причина – «продолжительная сложная экономическая и рыночная ситуация». Работникам (их на заводе 750 человек) в период простоя будет выплачиваться 2/3 средней заработной платы, отмечается в пресс-релизе.

Сколько машин в день будет выпускать завод с 7 апреля, представитель предприятия не сказал. Будут ли остановки впредь, зависит от ситуации на рынке, заметил он.

Завод Toyota наряду с проектом Volkswagen под Калугой должен был стать одним из самых масштабных иностранных проектов в отечественном автопроме. Предприятие заработало в декабре 2007 г. – на пуске конвейера присутствовал президент Владимир Путин. В строительство завода Toyota вложила около $200 млн, и планировалось, что на начальном этапе предприятие будет выпускать 20 000 Camry в год, а примерно через полтора года – 50 000 машин. В перспективе японский концерн планировал создать в России мощности в 200 000–300 000 машин в год. Но в первом полугодии 2008 г. предприятие собрало лишь 1500 шт., хотя за год планировало выпустить 16 000 машин (итоговые данные за год не раскрываются).

Единственная причина нынешней остановки российской Toyota – падение спроса и сужение рынка, уверен директор московского офиса A.T. Kearney Евгений Богданов. У Toyota, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в феврале продажи в России упали на 43% (7669 шт.), а за два первых месяца падение составило 37% (13 849). Эта проблема сейчас стоит перед всеми автоконцернами, более выгодное положение у Volkswagen, цены на машины которой не привязаны к доллару или евро, считает Богданов. Ford в новогодние каникулы стоял почти месяц (с 24 декабря по 21 января), напоминает он. Каникулы у Toyota были меньше: с 29 декабря по 11 января 2009 г. Завод GM в Петербурге останавливался и после новогоднего отпуска, с 25 января до 15 февраля, а сейчас работает три дня в неделю.

Впрочем, продажи Camry в январе – феврале выросли на 90% (5317 шт.), в основном благодаря машинам российской сборки (их цена сейчас начинается от 790 000 руб.). В феврале Toyota объявила, что из-за выхода завода в Санкт-Петербурге на полную мощность прекращает импорт Camry из Японии. Остатки японских машин компания планировала распродать в апреле – мае. Так что еще одна причина остановки завода в том, что Toyota не хочет допустить затоваривания на рынке и работы на склад, считает один из дилеров японской марки.