Нечемоданное настроение

Кризис добрался до гостиничного бизнеса: снизилась заполняемость, и отели начали терять доход

Банк Credit Suisse на прошлой неделе снизил рекомендации по акциям нескольких ведущих гостиничных сетей – InterContinental, Millennium & Copthorne и Rezidor Hotel Group в связи со снижением цен во всех регионах, где они работают, пишет Dow Jones (DJ). Выручка с номера в этом году упадет на 21% в США и на 20% в Европе, ожидают аналитики Credit Suisse. Причина – экономический спад, который заставил корпорации значительно уменьшить число и продолжительность деловых поездок, выяснил исследовательский отдел журнала Economist, опросив 354 менеджера высшего звена.

По итогам января – февраля 2009 г. международная корпоративная туркомпания Hogg Robinson Group (HRG) зафиксировала рекордное снижение средней стоимости номера в Дублине (на 21% до 116,59 британского фунта), Цюрихе (на 21% до 179,44 фунта) и Дубае (на 24% до 208,35 фунта, все цифры – в сравнении с январем – февралем 2008 г.). Не все гостиничные операторы планируют снижать цены. Гендиректор InterContinental Hotels Эндрю Косслетт верит, что компания сможет сохранить цены на нынешнем уровне, несмотря на снижение числа гостей: «Мы не ожидаем обрушения цен. Владельцы гостиниц помнят, как сложно было вновь поднимать их в прошлый раз». Первый спад на гостиничном рынке за последние годы случился в 2001 г. после терактов в Нью-Йорке: DJ указывает, что цены тогда упали, а их повышение до прежнего уровня заняло годы.

В относительно выгодном положении оказалась Москва, выяснила HRG. В других столицах и деловых центрах уже зафиксировано снижение цен, а в московских гостиницах изменения незначительны: в январе рублевые цены снизились на 5% (до 11 995 руб.)., но в феврале из-за снижения рубля цены поднялись на 3% (до 13 910 руб.).

Массового снижения цен на номера в московских отелях нет, но спрос в этом году ниже на 20–30%, говорят отельеры. Сейчас корпоративные клиенты останавливаются на 1–2 дня вместо 2–3 в прошлом году, говорит Татьяна Гостенина, гендиректор Hospitality Management Group (гостиница «Татьяна»). Гостиницы, по ее словам, стараются привлечь клиентов акциями и спецпредложениями: предлагают отдохнуть в отеле с четверга по понедельник по цене уикенда или отказаться от завтрака. Недосчитались гостей и петербургские отели. С начала года заполняемость снизилась на 15–20% по сравнению с 2008 г., тоже из-за сокращения делового туризма, отмечает Наталья Белик, представитель «Коринтия невский палас». По ее словам, спросом пользуется спецпредложение, когда ограниченное количество номеров продается на 30–40% ниже официально объявленного тарифа. При этом партии заявок на май и июнь уже сформированы – т. е. «Коринтия» ждет возвращения спроса, отмечает Белик. Владимир Иванов, гендиректор гостиницы «Октябрьская», заметил снижение потока на 20–25%. «Наш отель в конце прошлого года получил категорию «4 звезды», однако в условиях кризиса цены мы сохранили на уровне «3 звезды», что на 20–25% дешевле», – сказал он. А вот в московском Hyatt число клиентов не изменилось и цены не снижаются, говорит Людмила Казанова, директор по продажам представительства Hyatt International Hotels & Resorts.