Вектор


Биржа руды

«Аэрофлот», стартовый заказчик 30 самолетов Sukhoi Superjet, может оказаться только вторым в очереди на новый лайнер. На первый серийный самолет претендует армянская авиакомпания «Армавиа», заказавшая всего два SSJ100. Почему?

Morgan Stanley, Goldman Sachs и Barclays Capital планируют создать площадку для торгов железной рудой, пишет Financial Times. Создать биржу банки задумали после провала переговоров по ценам поставки железной руды между производителями – Vale, Rio Tinto и BHP Billiton – и потребителями во главе с китайской ассоциацией производителей стали. Обычно переговоры завершаются 1 апреля и подписывается контракт на год. В этот раз договориться никак не получается.

Из российских производителей появление биржи может сказаться на работе Магнитогорского металлургического комбината, который раньше покупал руду у казахстанской ENRC по ценам, привязанным к ценам поставки трех упомянутых горнодобывающих гигантов. Но сейчас это правило не работает, Магнитка покупает руду по $50 за 1 т (в прошлом году было больше $180 за тонну). Торговая площадка может быть интересна «Металлоинвесту», который продает руду в Восточную Европу.

Непонятно, сможет ли торговая система, где более 80% продаж контролируется тремя продавцами (Vale, Rio и BHP), стать биржей в полном смысле этого слова. Игроков должно быть намного больше, чтобы монополисты не диктовали условия. Проблема и в руде: ее качество различно на разных месторождениях, а высокая стоимость перевозки ограничивает дальность поставок.

Национальный самолет

Как объяснил источник в компании «Гражданские самолеты Сухого», все дело в конфигурации. В первом SSJ набор оборудования и компоновка салона будут попроще, вот и сомневаются производители: а подойдет ли такой для «Аэрофлота»? А ведь первый SSJ продать нужно обязательно. И покупатель должен быть гарантированным, тем более что лично Владимир Путин пообещал помощь проекту в 7 млрд руб. Крупнейший перевозчик страны может и закапризничать, не стоит забывать и о «новой метле»: с 10 апреля «Аэрофлотом» руководит Виталий Савельев. Зато «Армавиа» – перевозчик с исторической родины Михаила Погосяна, президента АХК «Сухой» и вдохновителя проекта SSJ. Земляки не подведут.

Покороче и подешевле

Польская PGNiG с зимы ведет переговоры с «Газпромом» о новом контракте – вместо прежнего пятилетнего со швейцарской Rosukrenergo, которой «Газпром» перестал поставлять газ с 1 января. Но из-за кризиса подписываться на те же объемы (2,5 млрд куб. м в год) и сроки Польша явно не готова. Вчера PGNiG сообщила, что хочет заключить новый договор лишь до 30 сентября: 1,024 млрд куб. м газа на общую сумму около $300 млн ($293 за 1000 куб. м – довольно неплохая цена).

«Газпрому» очень повезло, что большая часть контрактов у него заключена на много лет вперед и по принципу «бери или плати». Ведь даже по ним потребители пытаются снизить закупки, предпочитая европейских производителей и ожидая снижения цен «Газпрома» (см. статью на стр. Б2). Этот год обещает быть тяжелым для российской монополии – в I квартале она понесла потери не только от войны с Украиной, но и из-за теплой зимы. А деньги за не выбранный ЕС газ «Газпром» получит лишь в январе – феврале 2010 г.

Чертова дюжина Улюкаева

Доля просроченных кредитов у российских банков не превысит 13%, полагает первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. В интервью Bloomberg он назвал нереалистичным прогноз о росте доли плохих кредитов до 20% к концу этого года. И привел собственную оценку: от 10% до 13%. Сейчас официальный показатель находится на уровне 3,8%, а в реальности он скорее всего составляет 9,25%, полагают аналитики «ВТБ капитала».

Ранее правительство ориентировалось на 10% как предельный уровень, по достижении которого требуется увеличение капитала крупнейшим госбанкам – Сбербанку и ВТБ. Эти банки находятся в хорошем состоянии и обладают резервами для покрытия потерь, заверил Улюкаев. И добавил, что государство готово потратить сотни миллиардов рублей, а то и триллион, чтобы покрыть все потери. Триллион, по расчетам аналитиков ВТБ, может потребоваться, если доля просроченных кредитов достигнет по системе 20%. Но прежде чем банки получат деньги, государство может начать пополнять их капиталы собственными обязательствами. ЦБ, по словам Улюкаева, ожидает, что уже на днях Минфин согласует порядок внесения ОФЗ в капитал банков.