Opel по-нижегородски

Группа ГАЗ обещает быстро переналадить незагруженную линию по производству Volga Siber на выпуск Opel. Автопроизводитель утверждает, что возможно и параллельное производство двух марок
С. Николаев

Группа ГАЗ

автопроизводитель. Основной акционер – «Русские машины» (61%). Финансовые показатели (2008 г., РСБУ): выручка – 231,3 млрд руб., чистый убыток – 3,35 млрд руб.

Opel/Vauxhall

Подразделение General Motors. Продажи (2008 г.) – 1,5 млн автомобилей. Выпускает автомобили на девяти заводах в Германии, Бельгии, Польше, Португалии, Испании, Великобритании.

Линия мощностью до 180 000 автомобилей в год, приобретенная группой ГАЗ в 2006 г. у Chrysler, автоматизирована на 85% – это международный стандарт, позволяющий достаточно оперативно переналаживать ее на производство новых моделей, рассказал «Ведомостям» представитель ГАЗа. По его словам, если консорциум канадской Magna и Сбербанка примет решение о сборке Opel на ГАЗе, их индустриальный партнер – группа ГАЗ сможет также предоставить для проекта квалифицированный персонал и сеть из 200 сервисно-сбытовых центров.

В ночь на 30 мая Magna, Сбербанк и GM подписали рамочное соглашение, по которому GM сохранит 35% акций Opel, 10% останется у работников автоконцерна, Сбербанк получит 35%, Magna – 20%. Первый протокол о намерениях между Сбербанком, Magna и General Motors относительно покупки части акций Opel будет подписан на днях, сказал вчера глава Сбербанка Герман Греф.

Magna обещала инвестировать в проект 500 млн евро за пять лет. Финансовых вложений от группы ГАЗ (в случае положительного решения по сделке) не потребуется, подчеркнул представитель автозавода.

ГАЗ купил более 3000 единиц оборудования американского завода Sterling Heights, затем построил производственный комплекс, включающий цех сварки кузова и сборки автомобиля, модернизировал окрасочный комплекс и в июне 2008 г. начал серийный выпуск нового седана Volga Siber. Автопроизводитель инвестировал в проект $290 млн.

В прошлом году ГАЗ планировал собрать 10 000 Volga Siber, в этом – 45 000. Кризис внес коррективы: в 2008 г. собрано около 2000 машин. На этот год было куплено 8000 машинокомплектов, но с марта легковой конвейер простаивает. Уже 2 июня он заработает, поскольку на Volga Siber появились заказы от нескольких корпоративных клиентов, уверяет представитель автозавода. По его словам, компания изучает возможности одновременного выпуска Volga Siber и Opel.

Какие модели Opel могут собираться в Нижнем Новгороде, будет определено после подписания контракта, говорит представитель ГАЗа.

Если в Россию будут ввозить для сборки крупные узлы, это позволит сэкономить на налогах и сборах 10–15%, а при больших объемах производства можно сэкономить еще до 30% на «сопутствующих вещах» – например, на логистике, говорит управляющий директор AG Capital Александр Агибалов.

На переналадку линии может потребоваться от шести до девяти месяцев, утверждает представитель ГАЗа. Ранее компания сообщала, что на высокотехнологичном производстве Opel предполагается занять всего около 1500 человек. (Для сравнения: только в сборочном цехе «Волги», когда мощности по ее производству составляли 100 000 машин в год, работало 2500 сотрудников.) Линия позволяет производить кузова разных типов, добавляет председатель наблюдательного совета ОАО «ГАЗ» Николай Пугин.

Директор московского офиса A.T. Kearney Евгений Богданов оценивает переналадку минимум в $20 млн, не считая инвестиций в логистику (склады и средства доставки для новых автокомпонентов). Однако Богданов не верит в возможность сборки Opel на ГАЗе: автозавод, по его мнению, напрасно надеется «благодаря сделке <...> получить безвозмездный доступ к технологиям» в обмен на предоставление своих производственных мощностей. «У Opel есть еще акционеры, и, чтобы соблюсти интересы всех сторон, возникнет вопрос о цене. Тогда любой проект организации производства Opel на мощностях ГАЗа отпадет, поскольку объем инвестиций будет несравним с доходами [инвестиции больше]», – продолжает Богданов.

В 2008 г. в России было продано 98 800 Opel, а в январе – апреле 2009 г. продажи упали на 65% по сравнению с прошлогодним уровнем (данные Ассоциации европейского бизнеса).