Замена Чигиринскому

Контроль над Sibir Energy, владеющей Московским НПЗ, перешел к новому акционеру – «Газпром нефти». Хотя ее доля акций британской компании не контрольная и даже не крупнейшая
М.Стулов

Факт налицо. Виталий Громадин

аналитик «Арбат Капитала». «Можно констатировать факт национализации Sibir Energy»

Sibir Energy

Нефтяной холдинг. Добыча нефти – 3,5 млн т (2008 г.). Капитализация – $975,4 млн (AIM LSE, 18 февраля 2009 г., с тех пор торгов не было). Финансовые показатели (UK GAAP, 1-е полугодие 2008 г.): выручка – $1,9 млрд; прибыль – $233,7 млн.

«Газпром нефть» ввела двух своих представителей в совет директоров компании, сообщила вчера Sibir Energy. Это заместитель гендиректора «Газпром нефти» по экономике и финансам Вадим Яковлев и замначальника правового управления Игорь Цибельман. Последний также назначен главным управляющим директором Sibir Energy. Нынешний руководитель компании Стюарт Детмер остается членом совета директоров, уточняется в пресс-релизе. Как пояснил «Ведомостям» Детмер, по уставу компании совет директоров сам выбирает своих новых членов, после чего такие решения одобряются собранием акционеров. Ближайшее собрание намечено на 29 июня.

Яковлеву 38 лет. До «Газпром нефти» он работал менеджером по аудиту в PricewaterhouseCoopers, заместителем начальника финансово-экономического управления «ЮКОС ЭП», финансовым директором компаний «Юганскнефтегаз» и «Сибур – русские шины». 41-летний Цибельман раньше работал юристом White & Case и Arent Fox PLLC и занимал управленческие должности в компаниях, занимающихся корпоративной реструктуризацией, строительством и международной торговлей. Является владельцем адвокатского бюро.

До вчерашнего дня в совете директоров Sibir Energy было всего два человека – Детмер и председатель совета, неисполнительный директор Уильям Гинесс. Еще два члена совета – совладелец Sibir Шалва Чигиринский и бывший гендиректор компании Генри Камерон – были отстранены из-за попытки вывести средства компании для финансовой помощи Чигиринскому.

Накануне назначения новых директоров Sibir Energy сообщила, что «Газпром нефть» стала крупнейшим конечным владельцем компании – через брокера Renaissance Securities она собрала 33,57% акций британской компании. Но вчера Яковлев на conference call заявил, что у «Газпром нефти» уже 34,07%. У Sibir Energy есть еще два крупных акционера – правительство Москвы (18,03%) и Bennfield (46,65%), которая в равных долях принадлежит Orton Oil Игоря Кесаева и Gradisson Consultants, контроль над которой оспаривают Чигиринский и вице-президент МНГК Руслан Байсаров. Выкупать у них бумаги «Газпром нефть» не обязана, но Байсаров уже заявлял о готовности к переговорам о продаже своей доли в Sibir Energy. На акции этой компании «Газпром нефть» уже потратила $897,546 млн.

«Для нас назначения в Sibir Energy стали полной неожиданностью, – говорит представитель Orton Oil Александр Кобзев. – Мы понимаем, что юридически все сделано корректно, но все же странно, что нас хотя бы не уведомили заранее». По его словам, компания в ближайшее время проведет консультации с другими акционерами, после чего решит, выдвигать ли свою кандидатуру в совет. В московской мэрии, как говорит ее высокопоставленный чиновник, о назначениях тоже не знали.

По его словам, на следующей неделе представители правительства Москвы проведут консультации с «Газпром нефтью» по всему спектру взаимоотношений между акционерами Sibir Energy. При этом он сказал, что город обязательно выдвинет своего кандидата в совет директоров.

Как говорит Детмер, в уставе компании жестко не оговорена численность совета директоров, поэтому акционеры могут выдвигать своих кандидатов. При этом предложение Москвы не может быть отклонено, поскольку одно место в совете гарантировано ей соглашением акционеров, заключенным при поглощении Sibir Energy Московской нефтегазовой компании. А вот предложения Bennfield совет может принять, но может и отклонить, говорит Детмер.

«Введение представителей «Газпром нефти» в совет директоров компании даст возможность усовершенствовать систему корпоративного управления и повысить стабильность бизнеса. Мы <...> надеемся со своей стороны повысить ее инвестиционный и производственный потенциал», – передала слова Цибельмана пресс-служба «Газпром нефти». Этим ее комментарии ограничились .

«Можно констатировать факт национализации Sibir Energy, – говорит аналитик «Арбат капитала» Виталий Громадин. – Совокупная доля «Газпром нефти» и правительства Москвы в 51,6% подразумевает контроль государства над компанией». Поэтому, полагает он, переход акций Bennfield во владение госкомпании можно считать вопросом времени в зависимости от скорости разбирательства вокруг спорных акций Чигиринского и финансовой стороны вопроса.

Согласно опубликованному вчера отчету «Газпром нефти» по US GAAP за I квартал 2009 г., на покупку 16,94% акций Sibir по первой оферте компания потратила $442 млн, 10,6% по второй оферте куплены за $269 млн и 6,01% по третьей оферте – за $186,546 млн.