Разгон чреват расколом


В субботу, на восьмой день массовых протестов против итогов президентских выборов в Иране, власти впервые пошли на силовой разгон демонстрации в Тегеране. Для подавления выступления сотен тысяч протестующих полиция применила слезоточивый газ, брандспойты, а по некоторым данным, даже открыла по людям огонь. По официальным данным, погибли 10 человек, около 100 получили ранения.

По неофициальным данным, в субботу погибших и раненых оказалось намного больше. Правозащитники из Международной кампании за права человека говорят, что медики получили приказ докладывать властям обо всех раненых, поступающих в больницы, после чего их отправляют за решетку. Из-за этого многие раненые активисты оппозиции предпочли искать убежища в иностранных посольствах.

О первых жертвах стало известно во вторник: гостелевидение Press TV сообщило о гибели семи человек, но, по официальной версии, это было единичным инцидентом – они были застрелены при попытке атаковать полицейский участок в центре Тегерана.

С началом беспорядков власти издали запрет на деятельность зарубежных СМИ и частично заблокировали работу интернета. Любительские съемки свидетельствуют, что столкновения оппозиции с полицией прошли также в городах Шираз и Исфахан.

Начало крупнейшим со времени исламской революции 1979 г. выступлениям положили итоги президентских выборов 12 июня: победителем был объявлен действующий президент Махмуд Ахмадинеджад. Его главный противник – экс-премьер Мир-Хоссейн Мусави заявил о массовых фальсификациях. Совет стражей (аналог ЦИК) согласился пересчитать лишь 10% бюллетеней. Мусави и его сторонники требуют проведения повторных выборов.

В пятницу верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи, ранее высказывавшийся за расследование утверждений о подтасовках, отыграл назад: он заявил, что победа Ахмадинеджада справедлива, и призвал Мусави прекратить уличные протесты. Но тот призвал продолжать мирные акции протеста.

В выходные влиятельный председатель парламента Али Лариджани, пользующийся поддержкой аятоллы, выступая в эфире иранского телевидения, подверг жесткой критике МВД за кровавый разгон демонстрантов. И добавил, что большинству иранцев результаты выборов представляются спорными: «Мнение большинства надо уважать».

Выступление Лариджани чревато проблемой для Ахмадинеджада и всего режима, приводит Bloomberg мнение эксперта по Ирану из Оксфордского университета Кавех-Сируса Санандаджи: «Это подрывает режим изнутри, демонстрируя раскол мнений в самых верхних властных эшелонах».