GM не банкрот

Путь к выходу из банкротства для General Motors (GM) открыт: суд одобрил продажу ее хороших активов новой, подконтрольной правительству компании

General Motors corporation

Автоконцерн. финансовые показатели (2008 г.): выручка – $149 млрд, чистый убыток – $30,9 млрд, Продажи – 8,35 млн машин.

Судья суда по банкротствам Южного округа Нью-Йорка Роберт Гербер одобрил предложение GM после трехдневных слушаний на прошлой неделе. Было рассмотрено около 850 возражений против плана GM. Гербер отклонил все.

По решению суда продажа активов GM новой компании может быть проведена до четверга, после чего та сможет выйти из процедуры банкротства. Апелляции могут привести к задержке, хотя в случае с Chrysler, проданной Fiat, возражения не согласных с решением судьи затянули процесс лишь на несколько дней.

В новую компанию войдут качественные активы GM, включая бренды Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC (бренд Pontiac ликвидируется, Hummer и Saturn были проданы). Также в новую компанию войдут зарубежные подразделения, говорится в заявлении GM. Какие именно, не перечисляется. В России у компании есть завод в Санкт-Петербурге (проектная мощность – 60 000 автомобилей в год к 2011 г.) и 41,6% в СП «GM-АвтоВАЗ» (производит Chevrolet Niva, мощность – 100 000 автомобилей в год). Эти активы хотел бы получить консорциум Magna, Сбербанка и группы ГАЗ, который претендует на Opel.

Правительство США, предоставившее кредиты более чем на $50 млрд, получит 60,8% акций «новой» GM. Правительства Канады и провинции Онтарио, одолжившие $9,5 млрд, – 11,7%, фонд медицинского обеспечения Профсоюза объединенных работников автопромышленности – 17,5%. Еще 10% останется у «старой» GM, т. е. фактически у держателей облигаций и других необеспеченных кредитов компании. Кредиторы и профсоюз получат варранты, которые в будущем, по мере выхода правительств из капитала «новой» GM, могут быть обменяны на 15% и 2,5% ее акций соответственно.

Активы в «старой» General Motors Corporation – 16 заводов, недвижимость и проч. – постепенно будут распроданы, а сама компания, которую переименуют в Motors Liquidation Company, – ликвидирована. На эти действия правительство США предоставило $1,175 млрд. Доходы от продаж активов пойдут кредиторам.

Обновленная компания, которая будет называться General Motors Company, планирует провести IPO в 2010 г.

Единственная альтернатива одобренному плану – ликвидация компании, которая станет «бедственным исходом для кредиторов GM, ее сотрудников, поставщиков, существование которых зависит от GM, а также местных сообществ в районах, где работают предприятия GM», решил судья. В случае ликвидации кредиторы, пытающиеся добиться увеличения выплат по обязательствам GM, не получат ничего, отмечает Гербер.

По его мнению, обсуждения заслуживает лишь вопрос о возложении на «новую» GM юридической ответственности за компенсацию ущерба здоровью водителей и пассажиров, если он будет нанесен в результате дефектов или неполадок в автомобилях, выпущенных до выхода компании из процедуры банкротства. Судья не стал этого требовать, сославшись на прецеденты, в том числе дело Chrysler. Она была продана Fiat, но на покупателя ответственность возложена не была. Сама GM согласилась компенсировать такой ущерб, но лишь в происшествиях, которые случатся после ее выхода из банкротства. Организации по защите прав потребителей требовали не ограниченной по времени ответственности. «Это слишком важный вопрос <...> на кону стоят жизни слишком многих людей, чтобы я не пошел до самого конца, подавая апелляции», – заявил Стив Якубовски, представляющий группу истцов, требующих от GM компенсаций за ущерб здоровью.