Берт Рутан: «Мы ускоряемся к новой космической эре», - Берт Рутан, владелец, главный технический директор и почетный председатель Scaled Composites

Пока что очень трудно представить, что увидеть Землю из космоса станет таким же обыденным и доступным делом, как перелет на самолете. Сейчас ради этой идеи работает множество людей, и один из них – инженер Берт Рутан
AP

Морозным вечером 7 декабря 2009 г. 800 человек собрались на аэродроме посреди пустыни Мохаве (США), чтобы увидеть первый космический корабль, предназначенный для отправки в космос туристов. На него уже продано 300 билетов, около 10 будущих космонавтов – россияне. По данным журнала Forbes, в космос стремятся бывший совладелец «Евросети» Тимур Артемьев с женой, совладельцы рекламного агентства «Оранж» Сергей Тягунов и Игорь Куценко, а также родители последнего.

SpaceShip Two

Космический корабль. Разрабатывается по заказу Virgin Galactic для полетов космических туристов компанией Берта Рутана Scaled Composites (основана в 1982 г., финансовые показатели не раскрываются). Эта же компания разрабатывает носитель для корабля, White Knight 2. Ввод в коммерческую эксплуатацию запланирован в 2011 г., сейчас проводятся тестовые полеты.

Создатель пассажирского космического челнока Берт Рутан сравнивает свою миссию с тем, что сделали братья Райт для XX века. Если его проект удастся, число космонавтов в мире увеличится на порядок. Пока что в космосе побывало менее 500 человек.

У Рутана румяное морщинистое лицо, огрубевшее от штормового ветра в пустыне – еще в 1980-е он построил в Мохаве энергосберегающий дом в форме пирамиды, в котором и живет. Он любит ходить в кожаной летчицкой куртке, носит роскошные бакенбарды. Образ эксцентричного ученого дополняет домашний любимец – попугай, великолепно имитирующий собачий лай и кошачье мяуканье. Но и успехи Рутана вполне сравнимы с достижениями какого-нибудь сумасшедшего гения с экранов кино.

Не поделили двигатель

Компания Рутана Scaled Composites создала самолет Voyager, который в 1986 г. впервые в истории облетел весь земной шар без посадки и дозаправки. В 2000–2001 гг. Рутан, заболев идеей создать космический корабль, начал искать фирму, которая занималась бы ракетными двигателями. Его привлекли деловые качества авиадизайнера Джима Бенсона. В 2001 г. Деннис Тито семь дней провел в космосе, заплатив за это $20 млн. Рутан и Бенсон решили создать «массовый» рынок желающих почувствовать себя космонавтами – всего за пару сотен тысяч долларов. Рутан проводит аналогии с компьютерами. В 1975 г. IBM и не подозревала, что будет штамповать ЭВМ по $700 за штуку, утверждая, что спрос в этой области невелик – и вообще, зачем каждому человеку свой личный компьютер? «Теперь-то мы знаем, что это не так», – цитирует Рутана журнал «Новости космонавтики».

Объединившись, Рутан и Бенсон смогли получить финансирование от одного из создателей Microsoft, миллиардера Пола Аллена, и построили-таки космический корабль SpaceShipOne. В 2004 г. он получил премию частного фонда XPrize в размере $10 млн как первый частный корабль, сумевший совершить и повторить суборбитальный полет на высоте 100 км. На корабле был размещен эквивалент массы двух пассажиров. Его роль играли сувениры, в том числе личная логарифмическая линейка, которой Рутан пользуется с колледжа, и плюшевый медвежонок Тэдди, который в качестве пассажира летал на высотном самолете-разведчике U-2. После первого из двух зачетных полетов Рутан признался, что на корабле была капсула с прахом его матери, писал журнал «Новости космонавтики».

Но успех рассорил партнеров. Рутана, как не любящего публичность человека, давно раздражало стремление Бенсона к саморекламе, вспоминает Тим Пикенс, один из инженеров, работавших над двигателем SpaceShipOne. Рутан считал, что Бенсону свойственно пробалтываться на публике о важных конфиденциальных сведениях. Бесило его и желание Бенсона разместить на SpaceShipOne название своей фирмы – SpaceDev. Рутан так и не позволил это сделать.

А вскоре после успешного запуска между партнерами возник спор, кто же автор двигателя космического корабля. Каждый утверждал, что именно он изобрел его ключевые компоненты. В итоге партнеры превратились в конкурентов. Рутан объединил усилия с британским миллиардером Ричардом Бренсоном. Джим Бенсон в 2006 г. основал Benson SpaceCo (он скончался в 2008 г.).

Новый космический челнок Рутана, Enterprise, поднимается самолетом-носителем на высоту 15 км, затем отстыковывается и продолжает разгон на собственном двигателе. Он может брать на борт двух членов экипажа и шесть пассажиров. Каждый из них заплатит $200000 за 2,5-часовое путешествие. Правда, из них в невесомости будет проведено всего несколько минут. Два года назад Бенсон заявлял, что предложит туристам первые регулярные рейсы на ракете уже в декабре 2008 г. Рутан в своих заявлениях отставал от него лишь на несколько месяцев. Сейчас сроки опять перенеслись. Рутан планирует провести первые коммерческие рейсы не позже чем через два года.

«Если это шутка, то неудачная»

Рутан родился 17 июля 1943 г. в штате Орегон. Затем его семья переехала в один из городков Большой Калифорнийской долины. Работа дантиста позволяла его отцу содержать небольшой самолет. Берт и его брат Дик с детства летали с отцом, а потом и сами получили летные лицензии.

Рутан с детства полюбил авиадизайн и инженерное дело. Совсем маленьким он строил модели самолетов из щепочек и мусора, найденного вокруг дома. Со временем модели становились все более и более серьезными. Подростком он просил мать вести машину быстрее или медленнее, чтобы он смог изучить аэродинамику созданных им самолетиков, которые он высовывал в окно. Поступив в Калифорнийский государственный политехнический университет, он сконструировал аэродинамическую трубу, которую закрепил на крыше своего «доджа».

Рутан известен своим презрительным отношением к правительственным авиакосмическим чиновникам. Он считает, что они предпочитают копошиться в бумажках, а не исследовать неизведанное. «Тридцать лет назад, – цитируют его «Новости космонавтики», – в эпоху расцвета космических полетов, на вопрос: «Сколько времени пройдет до того, как я смогу купить билет в космос?» – чиновники NASA отвечали, что около 30 лет. Если задать тот же вопрос сегодня, получишь аналогичный ответ. Если это шутка, то она неудачная... И если дельцы «традиционного космического бизнеса» продолжают работать в том же темпе, растянутом на десятилетия, то мы ускоряемся к новой космической эре – не для престижа [какой-либо страны или государственной системы], но чтобы исполнить мечты людей».

«Он вообще сторонник теории заговора»

Сам он старается тратить свой инженерный талант на как можно более практические вещи. «Рутан ужасно играет в гольф, – рассказывает его давний друг и партнер по игре Тиг Крекель, бывший гендиректор Hughes Space and Communications. – Так вот, он задумался – и изготовил не имеющую аналогов клюшку из композитных материалов. Он верит, что благодаря ей стал лучше бить (хотя на самом деле он по-прежнему ужасный игрок). Рутан склонен подходить к проблеме с разных точек зрения».

Энергия, переполняющая Рутана, находит выход и в политике. Убежденный либертарианец (сторонник доктрины о свободе воли), он не терпит вмешательства государства в частный бизнес и резко отзывается о государственной космической программе. «Он, конечно, понимает, что космические проекты нужно как-то регулировать, но не думает, что чиновники должны лезть в каждый аспект жизни», – говорит Уилл Вайтхорн, президент Virgin Galactic.

Еще одна волнующая Рутана тема – глобальное потепление. Он стал одним из первых американцев, пересевших за руль электромобиля, – но отнюдь не склонен утверждать, что между выбросами парниковых газов и потеплением есть очевидная связь. «Он не отрицает, что в мире происходит изменение климата. Он просто не считает официальное научное объяснение верным, – говорит один из друзей Рутана. – Он вообще сторонник теории заговора».

Рутан – ярый патриот Америки. «Когда над нами с диким шумом летают истребители, Берт смотрит вверх и говорит: «Это звуки свободы», – вспоминает Крекель.

В жизни Рутана не все гладко. В прошлом году он пережил операцию на сердце. Еще одним ударом для него стала гибель трех работников во время испытания в пустыне Мохаве в 2007 г. Но Рутан не унывает. По словам Ричарда Бренсона, он мечтает раньше, чем любое государство мира, доставить человека на Марс.

Очаровательный Рутан

Рутан женат уже четвертый раз. В 2004 г. один из его друзей на страницах журнала New Yorker заявил, что нынешняя жена Рутана «лучшая из всех, кто у него был». Его утро начинается с воодушевляющей песни Джеймса Брауна «I Feel Good». «Берт привык говорить прямо и без обиняков. А еще у него потрясающее чувство юмора и умение быть, если надо, крайне очаровательным человеком», – говорит Роберт Вейс, президент фонда X Prize.