Коммерческий плакат двух первых десятилетий XX века выставлен в Русском музее

В Мраморном дворце Русского музея показывают русский коммерческий плакат двух первых десятилетий ХХ века
Пейте пиво/ PHOTOXPRESS

На «Рекламном плакате» взят ключевой отрезок русской истории ХХ века. Революции, войны, гибель империи, рождение нового государства – все нашло отражение в таком низком жанре, эдаком неолубке, как коммерческий плакат.

На выставке нет самых знаменитых изображений, растиражированных в последнее время на открытках: ни зубастого младенца, готового «сосать до старых лет», ни утонченного усатого курильщика папирос. Но их отсутствие – к лучшему. Основная масса работ – поточная продукция, художественно не выдающаяся, но зато документ времени.

Трудно не увидеть в псевдославянских рисунках Александра Парамонова и Александра Дурново популярные в массах идеи черносотенцев. Иногда они вовсе выпирают – так на рекламе папирос ни с того ни с сего изображен некурящий казак, со злорадством протыкающий кого-то пикой.

Отражались в плакатах и модные течения в искусстве: явно под мирискусников стилизованы почти по-сомовски игриво-барочные плакаты Александра Зеленского, позднее перешедшего в стан авангардистов от рекламы. Явно претендуют скорее на книжную графику утонченные листы в стиле модерн, да и в качестве рекламируемого товара здесь обычно выступают краски или книги.

Кроме того, выставка «Рекламный плакат» показывает, что революционного перелома в искусстве в отличие от жизни не было. Резкой смены дизайна в стиле модерн на острые конструктивистские ракурсы родченковских плакатов не случилось. Более чем робкие и пресные рекламы времен нэпа похожи на своих имперских предшественников, но дальше информационных табличек не идут.

Золотой век отечественного рекламного плаката наступил, когда на смену трестам и синдикатам пришли Главспирты и Жиркости. Это время представлено парой плакатов Маяковского и Родченко и вынесенными в отдельный зал феноменально смелыми коллажами Дмитрия Буланова, составленными из газетных вырезок. На этом ставится точка – ввиду смерти товарно-денежных отношений в СССР рекламный плакат тоже умер. Его место занял плакат пропагандистский.