Нестареющий журнал вечно современной архитектуры

Издан репринт журнала «СА. Современная архитектура» – памятника короткой эпохи великих архитектурных достижений и воинствующего энтузиазма

Фонд «Русский авангард» Сергея Гордеева перепечатал журнал «СА. Современная архитектура», выходивший под редакцией выдающегося архитектора и теоретика архитектуры Моисея Гинзбурга с 1926 по 1930 г. И это уже второе переиздание «СА» – издательство «Татлин» фонд Гордеева опередило.

Ничего странного, что переиздание осуществили две организации, – удивительно, что никто не сделал этого раньше. Журнал, утверждавший конструктивизм не как преходящий архитектурный стиль, а в качестве единственно верного метода организации нового, антибуржуазного пространства, – сам, с его мощным прагматичным дизайном, является памятником конструктивизма, воспетым во всех исследованиях по ранней советской культуре.

Воскресить этот культурный феномен и библиографическую редкость почетно и значительно легче, чем, например, Дом Наркомфина того же Моисея Гинзбурга – шедевр и памятник архитектурного авангарда, заживо (в смысле с жильцами) гниющий в центре Москвы. Вообще, непонятно, почему памятники русского авангарда так норовят снести – вот превратился же автобусный гараж Константина Мельникова в культурный центр «Гараж» – и победительно выглядит.

Репринт «СА» – дело не только культурно почетное, но и финансово небезнадежное. Суровые тонкие тетрадки журнала, уложенные в крафтовую папочку, стильно смотрелись бы на стеллажах архитектурных и дизайнерских бюро. Главное, чтобы современные архитекторы – обслуга заказчиков и подкаблучники чиновников – в эти папочки не заглядывали, а то вдруг устыдятся.

Конечно, громкая революционная фраза о необходимости отказа от замшелого прошлого ради рационального машинного будущего сегодня плохо читается. Но снисходительно к пафосу тотального переустройства мира, царящему на страницах журнала, относиться не стоит – он не проявление романтической наивности, а требуемая временем демагогия и способ борьбы с конкурентами.

А смотрится журнал потрясающе. Созданные почти век назад даже студенческие конструктивистские проекты выглядят просто, эффектно, свежо и сильно. Что уж говорить о работах будущих классиков советской архитектуры: самого Гинзбурга, братьев Весниных, Голосова, Бурова, Щусева и Ивана Леонидова. А также близких им по духу и форме зарубежных архитекторов – прежде всего Ле Корбюзье.

Никогда больше – ни до, ни после 20-х гг. – отечественная архитектура не вносила такого вклада в мировую культуру, как в период выхода «СА». К сожалению. И дело тут не в национальной гордости, а в циничном расчете – люди, чувствующие свою силу, закаленные борьбой, одержимые идеей и имеющие волю к ее воплощению, создают мощную, разумную и жизнеспособную архитектуру.