Большие фотографии хорошо известных мест в новых ракурсах

Фотоработы Ральфа Касперса – высокого класса современное коммерческое искусство. Понятное, в меру ироничное, достаточно холодное, безусловно эффектное
А. Махонин

Большие фотографии Ральфа Касперса так же органичны для современной архитектуры – высокотехнологичной, монументальной, лаконичной геометрии, – как золоченые пузатые комоды для версальских залов и корпулентные девушки с веслом для сталинского ампира. Любая из его фотографий высотой или длиной в два, а то и в четыре метра впишется в хайтековский конференц-зал или нескромный офис как родная, так как рождена той же эстетикой, так же крепко связана с дизайном, рекламой, современным искусством и большими деньгами.

О деньгах две самые известные работы Касперса, регулярно украшающие арт-ярмарки, а в этом году и нашу «Арт Москву». «Один миллион евро» – увеличенный профильный портрет положенных друг на друга банкнот на сумму, обозначенную в названии (правда, не известно). «Золото» – фотография площадью в 5,4 квадратных метра, заполненная рядами золотых слитков. Золото красиво бликует, евробумажки выглядят прозаично.

Про деньги и одна из самых дорогих фотографий мира – «99 центов» Андреаса Гурски, однажды проданная за $3,3 млн. Эта рекордная продажа выделила Гурски среди фотографов, хотя его ровесник Ральф Касперс – такой же представитель дюссельдорфской фотографической школы и работает в том же стиле, теми же приемами: отцифровывает снимки и манипулирует изображением так, что реальное представляется инфернальным, сюрным.

Выставка Касперса в Московском музее современного искусства вполне представительна, хотя на ней явно не хватает его самых острых работ: опытов с иконами и фотографий обнаженных. Зато широко представлена московская тема.

Визитная карточка выставки – парадный портрет стадиона в Лужниках как идеального архитектурного объекта с изумрудным прямоугольником поля и торжественным небесным овалом. Но не менее эффектна и фотография кремлевской стены, бархатистая кирпичная кладка которой уходит вверх, в бесконечность.

Кроме архитектурных Касперс много снимает природных объектов и, как положено современному фотографу, активно передвигается по миру. Со снимками африканского пейзажа он манипулирует так же, как с фотографиями Стоунхенджа, Нью-Йоркской фондовой биржи или туши тунца на токийском рынке, хорошо известное, банальное выглядит неожиданно – и поэтому тревожит. Зато другой излюбленный Касперсом прием – бесконечное умножение одинаковых мелких объектов вроде мух, личинок, икринок или пуль – радует глаз, хотя должен бы наводить скуку.