В ОБСЕ со своим уставом

Дмитрий Медведев призвал ОБСЕ к модернизации. Но сначала ее участникам придется договориться по Грузии

Вчера на саммите ОБСЕ в Астане Дмитрий Медведев заявил, что организация теряет потенциал и нуждается в модернизации. Россия последовательно выступает за то, чтобы вдохнуть новую жизнь в принципы Хельсинки, сформулированные 35 лет назад, и воплотить их на практике, уточнил Медведев. Для этого Россия предлагает обновить устав организации – это необходимо как минимум для упорядочения работы ее структур. Дискуссии по новым подходам к ОБСЕ идут уже не первый год, объясняет председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов. Россия много лет предлагает принять единые принципы мониторинга выборов в ОБСЕ, но призывы не были услышаны партнерами, хотя в них не было ничего, что не работало бы на всеобщую пользу.

ОБСЕ проявила себя как нерабочая организация, заложник своих секретариатов и исполнительных органов, когда оказалась не способна предотвратить трагедию 2008 г. на Южном Кавказе, продолжает Маргелов. Но вчера именно Кавказ вызвал самую острую дискуссию. Россия против включения в итоговую декларацию саммита пункта, посвященного «конфликтам в Грузии», заявил в Астане министр иностранных дел Сергей Лавров. «Ни о какой территориальной целостности Грузии в прежних границах речи быть не может», – сказал Лавров (цитата по «Интерфаксу»).

Зато госсекретарь США Хиллари Клинтон вновь подтвердила обратную позицию и высказалась за восстановление мандата ОБСЕ в Тбилиси, который после войны блокирует Россия. Ее поддержала канцлер Германии Ангела Меркель.

Территориальных споров Медведев в своем выступлении не касался. Он говорил о необходимости принятия предложенного им договора о европейской безопасности, возобновления переговоров о контроле за обычными вооружениями и напомнил, что 35 лет назад в Хельсинки страны договорились облегчать визовые процедуры, но, «к сожалению, воз и ныне там». Медведев улетел из Астаны досрочно, призвав коллег принять сбалансированный итоговый документ.

Споры по Грузии могут помешать согласию по декларации. Но если консенсус по итоговому документу в принципе может быть достигнут, то ожидать быстрой перезагрузки организации не стоит, резюмирует Маргелов.