Вектор


Вклады на опережение

Средняя ставка наиболее доходных вкладов у 10 крупнейших банков страны стала расти. По итогам мониторинга, который ЦБ провел в первую декаду декабря, она составила 8,57% годовых. В третьей и второй декаде ноября она была на уровне 8,46%.

Многие банки под Новый год стараются привлечь клиентов специальными предложениями. Однако год назад скачка ставок по вкладам у банков из топ-10 не было (по крайней мере ЦБ его не зафиксировал). А более ранней статистики нет – ЦБ ведет мониторинг с лета 2009 г. С тех пор несколько раз фиксировался и рост ставок, но затем они сразу же шли на убыль. В данном же случае рост доходности по вкладам совпал с заявлениями представителей ЦБ о возможности повышения ставок в ближайшем будущем и министра финансов Алексея Кудрина, поддерживающего такой шаг. Похоже, банкиры решили не дожидаться отмашки регуляторов. И начали привлекать деньги подороже, чтобы уже потом раздавать их в кредиты по более высоким ставкам. Глядишь, и денежные власти в этом вопросе от слов перейдут к делу.

Миллиарды на амбиции

Инвестиции в разработку двигателя для создаваемого Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) среднемагистрального лайнера МС-21 составят 70 млрд руб., из них половину даст государство, заявил управляющий директор пермского «Авиадвигателя» Александр Иноземцев. Стоимость создания самого МС-21 – 190 млрд руб., на долю государства придется 40% суммы, рассказывал ранее вице-президент входящей в ОАК корпорации «Иркут» Владимир Чириков.

Суммы немалые. И они наверняка будут расти. Так, на создание SuperJet-100 в середине прошлого десятилетия предполагалось потратить $650–680 млн, сейчас речь идет уже минимум о $1,4 млрд. Да и на запуск производства двигателя для него только в прошлом году государству пришлось дать дополнительно 5,2 млрд руб. Но то региональный самолет, а МС-21 придется соревноваться с Boeing и Airbus. Без госфинансирования завоевать рынок невозможно: слишком высок риск для частных инвесторов. Чиновники такого риска не испугались: в конце концов, разве не усилиями бразильского правительства был создан Embraer, лидер рынка небольших самолетов? Проблема лишь в том, что до успеха Embraer пришлось идти десятилетия, цена ошибки за это время выросла на порядок.