Та самая Татьяна

На Пасхальном фестивале в Люцерне провели артистическое состязание два дирижера-тяжеловеса – Бернард Хайтинк и Марис Янсонс. У второго оказался козырь – сопрано Вероника Джиоева
lucern Easter festival

Фирменный стиль Люцернского музыкального фестиваля – что летнего, что весеннего – состязание мэтров дирижерского искусства из числа тех, кто десятилетиями определяет судьбу лучших оркестров мира. Из года в год это Марис Янсонс, Клаудио Аббадо, Николаус Арнонкур, Пьер Булез (последний к тому же возглавляет местный молодежный оркестр «Академия современной музыки» и во многом формирует важнейшую в афишах фестивалей панораму актуальных направлений в современной музыке).

Частый и почетный гость Люцерна – Бернард Хайтинк, мудрый 82-летний голландец, чье призвание – очищать от интерпретационной накипи лучшие образцы классики, пристально вглядываясь в давно и хорошо знакомые партитуры. Он всегда удивляет поразительно спокойным, несуетным прочтением Брамса, Бетховена, Малера. На нынешнем фестивале Хайтинк провел брамсовский цикл симфонических концертов, сопрягая вечерние выступления и репетиции с плотным графиком публичных мастер-классов.

Исполнение голландским патриархом Немецкого реквиема стало центральным событием фестиваля: внешне простое и безыскусное, оно не блистало нарочитыми хоровыми эффектами, каковые в партитуре при желании можно найти и сознательно выпятить. Трактовку Хайтинка не назовешь захватывающей, но она втягивает внутрь трагической хоровой фрески с ее скорбной маршевой поступью под мерные удары литавр, с ее смятенными речитативами, отрешенными комментариями евангелиста и бурными всплесками гневного хора: «Распни его!»

Играл оркестр не то чтобы топ-класса: всего-навсего Камерный оркестр Европы, созданный 30 лет назад из музыкантов Молодежного оркестра Европейского союза. Зато «Арнольд-Шенберг-хор» – очень знаменитый. Качество хорового звучания выше всяких похвал: мягкое, плотное и вместе с тем тонко градуированное по тембровому окрасу, играющее огромной палитрой динамических оттенков (руководитель хора – Эрвин Ортнер). Мирового уровня солисты прекрасно дополнили звуковую картину: ангельски чистое, лучистое сопрано англичанки Салли Метьюз оттенялось сочным баритоном Кристиана Герахера, солиста Венской оперы, отличающегося вдумчивым исполнением ораториальных партий.

Апофеоз фестиваля наступил с приездом Мариса Янсонса с оркестром и хором Баварского радио. Два заключительных концерта показали два репертуарных аспекта: русская музыка была представлена «Евгением Онегиным» Чайковского в концертном исполнении, австро-немецкая традиция – Третьим фортепианным концертом Бетховена, в котором сольную партию чудесно сыграла Мицуко Ушида, сочетая в трактовке силу духа и неожиданную хрупкость. А также симфонической поэмой «Жизнь героя» Рихарда Штрауса, в пандан к которой прозвучал соответствующий «бис» – вальс из «Кавалера розы».

Исполнение «Евгения Онегина» стало сенсацией фестиваля. Швейцарцы, оторопевшие от исступленных всплесков страстей и мощи оркестровых разворотов в бальных сценах, буквально взревели, поднимаясь с мест, как только отзвучали последние такты и Бо Сковхус, в отчаянии прокричав «Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой!», рысью убежал за кулисы. Публика, растеряв всю швейцарскую сдержанность, неистовствовала. Ее восторги подогревало то, что на концерте ярко вспыхнула новая для Европы звезда: Вероника Джиоева, приглашенная Янсонсом на партию Татьяны, побила все рекорды чувственности и драматизма. Ее искренность в сцене письма, теплое звучание драматического сопрано и броская внешность сыграли свое дело: публика пала к ее ногам.