Современное искусство в Венеции безупречно вписалось в старые залы

«Персональные структуры» в палаццо Бембо – из лучших выставок 54-й Венецианской биеннале, самое современное искусство безупречно вписалось в очень старые залы очень
О.Кабанова

Палаццо Бембо расположен в пункте схода протоптанных толпами туристских троп – у моста Риальто. Место пошло на пользу выставке: «Персональные структуры» легко найти, отчасти этим и объясняется их быстрая популярность у публики.

Во время Венецианской биеннале (а это полгода) в вечно уходящем под воду городе искусства больше, чем грязи в каналах. Туманно названному сочинению молодых кураторов Карлин де Йонг и Сары Голд трудно было рассчитывать на внимание. Но они его получили, и заслуженно, хотя ничего, кажется, особенно выдающегося не совершили.

Среди двадцати восьми представленных на выставке художников есть очень известные классики современного искусства – Марина Абрамович с жесткими перформансами и Джозеф Кошут с концептуалистскими почеркушками. Есть менее популярный, но безусловный классик, погружающий в медитацию, философствующий Ли Уфан. Достаточно молодых, но уже сделавших себе имя представляют Тони Мателли с гиперреалистичной скульптурой-манекеном и Ма Цзун с расписными фарфоровыми копиями радиоприемников, автомобилей и тюбиков губных помад.

Среди знакомых можно встретить и новое для себя имя, например Эндрю Паттера, с видео, имитирующим староголландские натюрморты и портрет милой молодой женщины в кружевном чепце. Она поет (видео же, а не холст, хотя похоже) нежную любовную песенку на языке южно-африканских аборигенов. Про историю можно и не знать – поющий портрет так сокрушительно нежен, что объяснения к нему кажутся лишними.

Хорошие работы знаменитых художников вместе с выдающимися работами художников не знаменитых – обязательное условие для успеха международной выставки, претендующей дать панораму стилей, техник и направлений – в общем, возможностей и путей современного искусства. Но не единственное.

Особняк в готическом стиле необыкновенно красит своими шестисотлетними стенами и потертое временем видео, и блестящие неоновые трубки, и белоснежные фигурки кормчего Мао, и камни, поставленные ради медитации, и кубики, выложенные ради художественного эффекта. Здесь благородно смотрятся и умствования концептуалистов, и искусство на грани дизайна, и избыточные работы китайцев, и анемичные абстракции европейцев.

Еще одно очень популярное условие успешной сложносоставной выставки: один зал – один художник. Оно выполнено, и большинство работ «Персональных структур» сделаны специально для каждого зала палаццо. Они не просто вписались туда временными гостями, они вжились в пространство, как любящие свой дом хозяева. Произведения искусства в залах то еле различимы, то заполняют его полностью, так что места зрителю не остается – и это ни разу не случайность, а творческий результат. Потому в палаццо Бембо долго смотришь на вещи, мимо которых в другом месте прошел бы позевывая.

Венеция. До 27 ноября