Личный коуч: Научить или научиться


Я часто задаю себе вопрос, можно ли научить предпринимательству. Ведь, как показали несколько исследований, в том числе британского King’s College, предпринимательские навыки передаются по наследству точно так же, как цвет волос или глаз.

Тем не менее сейчас практически невозможно найти школу бизнеса, которая не предлагала бы студентам курс, а то и целый модуль предпринимательства. Руководители бизнес-школ, очевидно, считают его такой же академической дисциплиной, как HR, финансы или маркетинг. Им, похоже, нет дела до того факта, что едва ли не самые успешные бизнесмены мира Ричард Брэнсон, Билл Гейтс и Стив Джобс появляются в бизнес-школах только для того, чтобы принять участие в торжественной церемонии или произнести речь.

Если же дело доходит до откровенного разговора, профессионалы бизнес-образования признают, что их главная задача – вовсе не создавать новых предпринимателей из подручных материалов, а высвободить способности и качества, которыми уже и так обладают их ученики.

«В обучении предпринимательству мы выделяем три этапа, – говорит Ганс Кринс из бизнес-школы Vleurick Leuven Gent. – Сначала мы добиваемся понимания того, что такое предпринимательство, что оно может дать и каких качеств может потребовать». Затем преподаватели Vleurick переходят к развитию ключевых навыков, таких как ведение переговоров или выстраивание отношений с людьми. И только после этого очередь доходит до классических бизнес-дисциплин, например маркетинговой стратегии или бухгалтерского учета.

В канадском университете McGill проводят так называемый «Кубок Добсона» среди начинающих компаний. В жюри приглашают только тех, кто когда-то сам сумел создать успешный бизнес и уверенно управляет им. Идея мероприятия вовсе не в том, чтобы раздать награды, а в том, чтобы создать «экосистему предпринимательства», в которой идеи новичков сталкиваются с опытом успешных бизнесменов», говорит профессор Грегори Вит, директор Добсоновского центра изучения предпринимательства университета McGill.

Наблюдая распространение подобных методов, я начинаю верить, что предпринимательство – странная дисциплина, которой нельзя научить, но можно научиться. Участники программы Executive MBA в школе бизнеса Nyenrode в Нидерландах участвуют в еще более сложном соревновании, и ставки гораздо выше. Перед самым окончанием программы будущие выпускники получают возможность выступить с презентацией перед настоящими инвесторами. Те, кому удается защитить бизнес-план, получают финансирование, говорит профессор Nyenrode Виллем Бурграаф. Не так давно объем финансирования студенческого проекта составил $3 млн. До кризиса примерно половине выпускников удавалось защитить свои идеи. Сейчас это показатель снизился до 20%, но это все равно намного выше, чем в тех случаях, когда презентации готовят за пределами бизнес-школы, отмечает Бурграаф.

Лично я готов с ним согласиться в том, что бизнес-образование не требуется для коммерческого успеха предприятия, особенно если бизнесмен обладает характером и мужеством, чтобы увидеть возможность и ухватиться за нее.

Остается вопрос высокой стоимости обучения. В современном мире привлекательные бизнес-возможности могут открываться в самых далеких странах. Поэтому год или два, проведенные в компании выходцев из самых разных уголков мира, могут оказаться бесценным опытом для создателей будущих бизнес-империй. Впрочем, я и сам считаю себя почти неисправимым оптимистом.