Вектор


Малыши еще полетают

Ужесточение требований к авиакомпаниям оказалось не таким уж страшным, как пугала Росавиация в конце июля: с 1 января 2012 г. к выполнению регулярных рейсов будут допущены перевозчики, в парке которых есть не менее 10 однотипных судов, заявил руководитель Росавиации Александр Нерадько, – этот порог планируется повысить до 20 самолетов (как изначально и предлагало ведомство) с 1 января 2013 г. А однотипными будут считаться самолеты не одинаковые, а одинаковой вместимости – т. е., например, Boeing 737 и Airbus A320. Вопрос в дефиниции: при желании одним типом можно было бы считать самолеты даже одной модификации – скажем, Boeing 737-500 и Boeing 737-800 могли быть отнесены к разным типам, а в таком случае под новые требования подпадали бы лишь единицы из более чем 100 работающих в России авиакомпаний, опасались их сотрудники. Но, несмотря на то что Росавиация решила смягчить требования к авиакомпаниям, главный вопрос остался без ответа: как такие ограничения помогут предотвратить банкротства перевозчиков. Именно эту проблему регулятор и хотел решить. Ничего не стоит, ведя непродуманную маркетинговую политику, разориться даже с парком из нескольких сотен одинаковых самолетов.

«Газпром» глянул в будущее

Цена на газ должна определяться балансом спроса и предложения, а не стоимостью корзины нефтепродуктов, пишет в журнале «Газовая промышленность» начальник департамента стратегического развития «Газпрома» Влада Русакова. Нефтепродуктовая индексация применяется «Газпромом» уже более 50 лет, с самого начала экспортных поставок топлива в Европу. До недавнего времени такой подход был обоснованным, пишет Русакова: спрос и предложение на нефть и газ имели одинаковую тенденцию. Но теперь мир изменился: спрос на оба энергоносителя стабильно растет, а вот предложение нефти и газа имеет разную динамику. В перспективе этот разрыв только увеличится. Будущее нефти туманно – затраты на ее поиск и добычу постоянно растут, а запасы неуклонно сокращаются. Газ – менее дефицитный и все более востребованный товар. Поэтому цены на нефть и газ должны формироваться независимо друг от друга либо связь между их ценами должна быть менее жесткой и прямолинейной, пишет Русакова. Отойти от традиционной привязки будет непросто – единого рынка газа (в отличие от нефти) в мире нет. Для его создания просто не хватает ликвидности: слишком много покупателей и слишком мало поставщиков. Чтобы изменить устоявшуюся модель, «Газпрому» следует начать с себя и отказаться от собственной монополии на рынке.