Нужны годы

Если ливийским повстанцам удастся одержать скорую победу, через несколько недель страна может вернуться на мировой рынок нефти, но на полное восстановление добычи понадобятся годы

До начала гражданской войны Ливия добывала 1,6 млн баррелей нефти в день. По оценке МЭА, в ходе конфликта этот показатель упал до 50 000 баррелей. И восстановить добычу будет очень непросто, убеждены эксперты.

«Сомневаюсь, что Ливия вернется к довоенному уровню ранее 2013 г.», – говорит Бен Кэхилл, эксперт PFC Energy. Аналитики Wood Mackenzie считают, что для этого потребуется три года.

Столь пессимистичные оценки основываются на опыте предшествующих конфликтов в нефтедобывающих странах, включая исламскую революцию 1979 г. в Иране и кризис в Венесуэле в 2003 г. В Ираке в ходе военных действий в 2003 г. инфраструктура нефтяной отрасли практически не была повреждена, однако и там довоенный уровень добычи был достигнут только в 2008 г.

«Главная проблема носит политический, а не технический характер», – отмечает Бернар Дюрок-Данне, руководитель компании Weatherford. Восстановлению могут помешать разногласия среди повстанцев. Приходится также учитывать, что основное ливийское месторождение, Сирте, эксплуатируется давно и поддержание его производительности требует вложений. Некоторые из экспортных терминалов, включая Рас-Лануф, Эс-Сидер и Мелита, повреждены.

Бывший министр нефтяной промышленности Ливии Шокри Ганем уверен, что Ливия не сможет быстро наладить нефтедобычу из-за разрухи и мародерства, а на достижение уровня в 400 000 барр. в день уйдет три-четыре месяца.

Впрочем, нефтяные компании уже готовы действовать. Arabian Gulf Oil, работающая на востоке страны и перешедшая под контроль повстанцев, могла бы быстро довести добычу до довоенных 425 000 барр. в сутки, заявил ее представитель. Мигель Мартинес, один из руководителей испанской Repsol, полагает, что через четыре недели после окончания войны добыча на подконтрольных компании месторождениях могла бы составить 350 000 барр. в день.Представители OMV, Wintershall, BP, Royal Dutch Shell, Total, Occidental Petroleum и ConocoPhillips затруднились сказать, когда смогут возобновить работу.