Опечатка по Фрейду

S&P из-за технической ошибки разослало клиентам сообщение о снижении суверенного рейтинга Франции. Политики клеймят агентство позором, ЕС требует расследования, а эксперты беспокоятся, как бы ошибка не оказалась пророческой

Ошибочное сообщение, в котором говорилось о снижении кредитного рейтинга Франции, S&P разослало подписчикам в прошлый четверг. Десятилетние французские суверенные облигации отреагировали на это скачком доходности на 28 базисных пунктов, сообщает Bloomberg. Произошло это в 3.57 дня по среднеевропейскому времени. Через два часа S&P разослало сообщение о том, что произошла ошибка, кредитный рейтинг Франции не менялся. Подписчики, получившие ошибочное сообщение, могли в этом убедиться, кликнув на ссылку.

Еще в декабре S&P начало размещать оценку риска банковского сектора стран на страницах с их рейтингом. Для тестирования были выбраны французские банки. В среду агентство закончило работу над критериями для оценки банковского риска стран и поставило эти рейтинги на пересмотр. В процессе этого рэнкинг банковского риска Франции был изменен на «не доступен». Компьютерная система S&P по ошибке поняла это изменение как понижение кредитного рейтинга Франции, объяснило агентство.

В пятницу S&P повторило, что не планирует пересматривать кредитный рейтинг Франции. «Ошибочное сообщение о снижении стало результатом технической ошибки, никоим образом не связанной с суверенным рейтингом Франции», – говорится в сообщении агентства.

Но в кризис, когда агентства понизили рейтинги многих европейских стран, такие ошибки не прощаются. Тем более что снижение рейтинга Франции автоматически означало бы понижение рейтинга Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF), деньги которого использовались для помощи Греции, Ирландии и Португалии. Если EFSF придется платить большую доходность по своим облигациям, он не сможет помогать нуждающимся странам в таком же объеме.

ЕС намерен провести расследование в связи с ошибочным сообщением S&P, заявил еврокомиссар Мишель Барнье. «Мы говорим не о каком-то участнике рынка, но об одном из крупнейших рейтинговых агентств, которое вследствие этого должно иметь особенную ответственность, – заявил Барнье. – Это свидетельствует о том, что мы находимся в чрезвычайно волатильной ситуации и рынки чрезвычайно напряжены» (цитата по Bloomberg).

Во Франции реакция на ошибку S&P была еще более резкой. «Ошибка непростительна и поднимает вопрос о том, что регулирование рейтинговых агентств должно быть более строгим», – утверждает министр по бюджету и пресс-секретарь французского правительства Валери Пекресс.

«Если рейтинговые агентства демонстрируют неточности и недостаток профессионализма, хотя именно они в первую очередь должны давать уроки профессионализма, это действительно достойно сожаления», – заявил лидер Союза за народное единство (UMP) Жан-Франсуа Копе. UMP – правая партия, в которую входит французский президент Николя Саркози.

Лоран Паризо, руководящий лоббистом французского бизнеса – профсоюзом Medef, отозвался о происшествии как о «скандальной ошибке» S&P.

Резонанс объясняется тем, что положение Франции сейчас не такое прочное, каким хотели бы его видеть политики. В октябре Moody’s предупредило, что прогноз по рейтингу Франции ААА не однозначен и в течение трех месяцев агентство будет внимательно следить за ним. Франция также в фокусе внимания, поскольку с точки зрения финансов ее положение самое слабое из стран, имеющих рейтинг ААА, пишет WSJ. В пятницу доходность ее 10-летних суверенных бондов достигла максимума за последние четыре месяца – 3,39% годовых. «Мы уже заимствуем по таким ставкам, как будто у нас рейтинг уже не ААА, а всего лишь АА», – говорит французский экономист Жак Аттали. Ошибка S&P может оказаться пророческой, полагает он. «Это символично, – отмечает Аттали. – Это как будто газета написала какую-то неправду, а потом оказывается, что это правда».