Подвел офшор

Зампредседателя ВЭБа Анатолий Балло заподозрен в мошенничестве при выдаче кредита в $75 млн. Другой фигурант дела – бывший замминистра энергетики Станислав Светлицкий

Сегодня до 18.00 Балло должен внести залог в 5 млн руб. – это цена его свободы на время расследования, сообщила пресс-служба Тверского райсуда Москвы. Он подозревается в мошенничестве в особо крупном размере (ст. 159 ч. 4 УК) вместе с первым заместителем гендиректора госкомпании «Росгеология» Станиславом Светлицким и гендиректором «Нижноватомэнергосбыта» («дочка» ОАО «Евразийский») Александром Лагутиным, говорится в пресс-релизе суда. Последние под подпиской о невыезде, утверждает представитель московского главка МВД.

Фабула дела изложена в сообщении суда. Все трое подозреваются в сговоре для хищения денег у «Евразийского» (см. врез). Светлицкий сейчас является председателем совета директоров «Евразийского», а с августа 2006 г. по июнь 2008 г. был его гендиректором, потом его сменил на этом посту Лагутин. В июне 2008 г. Светлицкий стал замминистра энергетики.

По версии следствия, в апреле 2008 г. совет директоров «Евразийского» одобрил покупку ООО «Югводоканал» (по данным ЕГРЮЛ, сейчас коммунальная компания на 100% принадлежит «Евразийскому»), но фактическим владельцем «Югводоканала» стала офшорная структура, причем изменения состава участников «Югводоканала» зарегистрированы не были. Затем, сообщает ГУ МВД по Москве, «Евразийский» подал заявку в ВЭБ на получение кредита в $75 млн для приобретения «Югводоканала». Договор от имени ВЭБа заключал лично Балло. При этом сведения о приобретении долей в «Югводоканал» не были представлены.

ФАС одобрила покупку «Югводоканала» в начале июля 2008 г., а в сентябре 2008 г. договор был расторгнут (несмотря на фактическое исполнение) и заключено новое соглашение с другой компанией (она не раскрывается) о приобретении этих же долей. $61 млн из $75 млн «Евразийский» вернул, а $14 млн остались на счетах офшоров, считает следствие, тем самым «Евразийскому» был причинен ущерб в особо крупном размере.

По словам двух источников, близких к правоохранительным органам, дело в отношении Балло, Лагутина и Светлицкого было выделено 1 марта из состава другого дела, которое расследуется в отношении «неустановленных лиц» с лета прошлого года по всем проектам с участием ВЭБа и «Евразийского». Оперативное сопровождение осуществляет ФСБ, что очень нетипично для дел, которые расследуются низовыми, по сути, следственными управлениями при ГУВД Москвы, замечает сотрудник правоохранительных органов.

По словам бывшего гендиректора «Евразийского» Сергея Яшечкина (с 1 апреля 2009 г. по 20 мая 2011 г.), который проходит по делу как свидетель, именно он стал заявителем. Но он подавал заявление только на Светлицкого. Поводом для обращения в правоохранительные органы стала информация о том, что часть денег, которые ВЭБ выделил «Евразийскому» на покупку «Югводоканала», переведены на счета принадлежащих Светлицкому офшоров, рассказывает Яшечкин. Он утверждает, что у компании было украдено $20 млн (разницу с цифрами следствия он не комментирует). По его словам, информация об этом поступила к нему «неожиданно», из «структур, не связанных с «Евразийским» и находящихся в Швейцарии».

Законность покупки «Югводоканала» представитель «Евразийского» Юлия Ирхина не комментирует, по ее словам, в отношении «Евразийского» следственных мероприятий не проводилось и не проводится. В приемной «Евразийского» сообщили, что «Яшечкин больше не работает в компании». А Светлицкий с февраля 2012 г. не работает в «Росгеологии», сказал представитель компании. Светлицкий от комментариев отказался. Адвокат Лагутина Руслан Кожура не смог прокомментировать обстоятельства дела, сославшись на то, что пока в суде рассматривался только вопрос об избрании меры пресечения. Получить комментарии Балло не удалось. По словам человека, близкого к одному из обвиняемых, кредит был выдан законно и в чем вина Балло – непонятно.

ВЭБ помогает в расследовании, говорит его представитель. Госкорпорация представила следствию письмо о том, что Балло не имеет отношения «к внутрикорпоративному конфликту» в «Евразийском», рассказывает источник, близкий к одному из фигурантов дела. Но представитель госкорпорации не подтвердил это, отказался он сообщить и кто именно платит залог – ВЭБ или сам Балло – и продолжает ли он исполнять обязанности зампреда.

В ВЭБе информацию о задержании ключевого зампреда воспринимают «с большой тревогой и есть элемент деморализации», говорит источник, близкий к госкорпорации. Но никаких пояснений по этому поводу нет, продолжает он: «Председателя Владимира Дмитриева в банке нет – он где-то в командировке». Представитель ВЭБа подтвердил, что Дмитриев в командировке.