Выставка Christie's в Доме Муравьева-Апостола: Рембрандт и другие

Сегодня и завтра доступна для публики московская выставка аукционного дома Christie’s, где главное – портрет Рембрандта, предварительно оцененный в скромные для работы великого художника $12,8–19,2 млн
М.Стулов/ Ведомости

Аукционная цена не обязана быть логичной – сколько покупатель готов выложить за вещь, столько она и стоит в момент покупки. Всем известное правило, однако, не отменяет удивления, что картины старых мастеров, даже великих, стоят на рынке меньше, чем работы Пикассо, импрессионистов или даже современных художников. Понятно, что продажи известных музейных шедевров могли бы стать исключением из такого правила, но все равно странно, почему живопись Рембрандта оценивают в меньшую сумму, чем, например, шелкографию Энди Уорхола, не менее плодовитого.

Топ-лот торгов Christie’s «Искусство старых мастеров и английская живопись», которые состоятся вечером 3 июля в Лондоне, – «Поясной портрет военного в горжете и шляпе» Рембрандта Харменса ван Рейна (в документах к выставке значится «Харменсзон», то есть «сын Харменса», но в русской традиции такое написание не принято).

Написанный маслом на доске и датированный 1626–1627 годами, когда художнику исполнилось только двадцать лет, портрет толстоносого мужчины с усами щеточкой и влажным левым глазом навыкате (правый скрыт тенью от шляпы) не так великолепен, как знаменитые произведения великого голландца. Но очень хорош именно фирменными рембрандтовскими светотенью, словно подернутым слезой глазом, особой чувствительностью, даже сентиментальностью. В общем, музейного уровня портрет, неоднократно выставлявшийся, с достойным провенансом. Последние его владельцы – Питер и Ольга Дреесманн, известные коллекционеры и филантропы.

Перед лондонскими торгами «Поясной портрет мужчины» кроме Москвы будет показан в Нью-Йорке и Дохе (столице Катара). Там, где могут найтись потенциальные покупатели, в увязнувшей в кризисе Европе на таких надежд мало. На Москву, можно предположить, также не стоит надеяться, российским музеям такую сумму, понятно, не поднять, миллионеры же предпочитают Фаберже.

На фоне сенсационного Рембрандта вещи с других торгов аукционного дома бледнеют. Хотя небольшие холсты Сальвадора Дали и Пабло Пикассо, приятный натюрморт Анри Матисса (верхняя планка его эстимейта почти равна нижней на «Поясной портрет...»), неожиданно яркий пейзаж Петра Кончаловского, обязательные для русских торгов полотно Ивана Айвазовского, холсты лидеров современных продаж Дэмиена Херста и Герхарда Рихтера достойны внимания. Как и превосходно отреставрированный Дом-музей Муравьева-Апостола, где Christie’s показывает свою выставку.